Наверное, не будет преувеличением назвать Генрика Сенкевича одним из самых выдающихся писателей польской литературы. Его имя хорошо известно не только каждому поляку, но и многим читателям во всем мире. Большинство произведений Сенкевича заслужили широкое признание публики, в доказательство чего они не раз были экранизированы и даже поставлены на театральной сцене. Кроме того, его творчество играет далеко не последнюю роль в формировании польской национальной идеи и собственной идентичности, благодаря ряду удачно написанных Сенкевичем историко-патриотических романов. Созданные им идеалистические образы шляхтича, польского рыцаря и истинного патриота своей страны стали эталонами их понимания потомками.
Родился будущий писатель 7 мая 1846 года в Царстве Польском, бывшим тогда частью Российской Империи, на территории небольшого городка Воля Ожейска. Родители Генрика были небогатыми, но довольно знатными дворянами. Отец, происходивший из липков – татар, переселившихся в Польшу в XIV веке, владел несколькими именьицами, а мать имела довольно глубокие корни из белорусско-литовской знати. Детство у Сенкевича было относительно благополучным. Однако к моменту достижения им школьного возраста семья обеднела, и отец были вынужден продать все свои поместья. После чего Сенкевичи перебираются в Варшаву. Надо сказать, что в школе юный Генрик учился довольно посредственно за исключением разве, что любимых им гуманитарных предметов: польского языка, истории и литературы. В это время он много читает. Его любимыми писателями становятся Вальтер Скотт и Александр Дюма, оказавшие значительное влияние на литературный стиль и жанр повествования Сенкевича в будущем. Впрочем, уже в школьные годы Генрик пробовал сочинять. Так, на свет появился роман “Жертвоприношение”, к сожалению, не дошедший до наших дней. Считается, что рукопись была уничтожена самим неуверенным в себе начинающим писателем. После окончания школы Сенкевич, из-за крайне бедственного положения своей семьи был вынужден проработать некоторое время домашним учителем, что позволило накопить ему денег и поступить в 1866 году в Варшавский Университет. Сперва его обучение проходило на медицинском факультете, куда Сенкевич попал по настоянию матери, желавшей, чтобы сын получил престижную и стабильную профессию. Однако писательское начало все же возобладало в Сенкевиче и позже тот перевелся на историко-филологический факультет. Тем не менее и его, из-за хронического безденежья, тому завершить не удалось. Так что в итоге пан Генрик остался без диплома. Хотя для Сенкевича это уже не было такой уж проблемой. Еще в студенческие годы он начал увлекаться журналистикой и публиковать свои первые заметки в университетской газете. В дальнейшем именно жанр коротких сатиристических заметок – фельетонов позволил ему получить работу в области корреспонденции. Так, с 1873 года Сенкевич становиться постоянным работником “Газеты польской”, а затем и нескольких других изданий. Благодаря командировкам писатель много путешествует и посещает различные города, включая Париж и Вену. Совсем скоро Сенкевич приобретает в кругах польской интеллигенции репутацию одного из лучших журналистов Варшавы. Примерно в это же время публикуется и его первый полноценный роман “Напрасно”. Несмотря на определенные литературные недостатки этого произведения, оно в целом заслужило положительные отзывы критиков, включая Юзефа Крашевского, бывшего тогда одним из самых авторитетных польских писателей. В 1876 году Сенкевич уезжает в Америку. Цель данной поездки была весьма необычна. Писатель намеревался создать в Калифорнии некое подобие общины или колонии специально для польских мигрантов, где многочисленные беженцы после неудачно попытки восстания 1863 года могли быть начать все с чистого листа. Расходы на это поистине утопическое предприятие взяла на себя “Газета Польска”, заключив с Сенкевичем договор в обмен на эти средства получать от него регулярные статьи о ходе авантюры. Писатель прожил в Штатах более года, но создать польскую колонию ему так и не удалось. Несмотря на это его американские репортажи и заметки, выходившее на протяжении всего этого времени имели довольно большой успех. Позже они были изданы отдельной книгой под названием “Письма с дороги”.
Вернувшись в Европу Сенкевич не торопиться обратно в свою родную Польшу. Он постоянно переезжает с места на место, останавливаясь в таких городах, как Париж, Венеция и Рим. В дальнейшем писатель сохранит кочующий образ жизни до конца своих дней. В Италии он знакомится со своей будущей женой – Марией Шеткевич, с которой венчается в 1884 году. Брак выдался удачным - в нем у Сенкевича родилось двое детей - но, к сожалению, не продолжительным. Через несколько лет Мария умерла от туберкулеза. Позже, когда, писатель завершит работу над трилогией своих наиболее знаменитых исторических романов неизвестный поклонник за подписью Михаила Волдыевского – одного из героев этого цикла, пришлёт писателю 15 тыс. рублей. На эти деньги Сенкевич организует фонд помощи больным деятелям культуры имени своей покойной жены. Но это будет потом, а на начало 80-х годов Сенкевич известен главным образом как публицист и автор небольших повестей и рассказов. В их числе такие произведения, как “За хлебом” о печальной судьбе и голодной смерти польских мигрантов в Америке, которую писатель не раз видел собственными глазами, “На маяке” повествующее о тоске по родине заброшенного на чужбину поляка — участника восстания 63-ого года, и наконец, вышедший чуть позже, “Сахем” об унижениях вождя покоренного американского племени, в которой опять заметна параллель с судьбой польского народа.
Тем не менее, оставаясь мастером только коротких очерков и психологических новелл, Генрик Сенкевич наверняка никогда бы не приобрел той известности, которую его имя имеет и по сей день. В 1883 году писатель начинает работу над циклом монументальных исторических сочинений, посвященных героическим и наиболее трудным моментам польской истории. Свое решение перейти от изображения проблем и недостатков современности к описанию прошлого сам писатель аргументировал тем, что, рассказывая о трудных и темных временах, писатель может дать тем самым читателю надежду. Якобы сейчас по сравнению с прошлым все не так уж и плохо, к тому же все еще может измениться т.к. в любом случае ничто не длиться вечно. В 1884 году вышел первый крупный исторический роман Сенкевича “Огнем и мечом”, ставший первой частью масштабной эпопеи.
Далее до 1888-ого последовательно выходят еще две: “Потоп” и “Пан Волдыевский” в итоге образовавшие т.н. “Большую трилогию”. Сюжет все трех частей строиться в хронологическом порядке и охватывает период с 40-х по 70-е года XVII столетия. Причем являясь по сути тремя отдельными историями романы могут иметь общих героев, которые фигурируют во всех частях трилогии. К слову, героями произведений являются как, реальные исторические личности, так и полностью выдуманные персонажи. Впрочем, некоторые из них, такие как, например, пан Кмициц из “Потопа” могут быть и тем, и другим. То есть на основе реального человека автор строит совершенно выдуманную личность, заставляя ее по ходу сюжету совершать такие поступки, которых в действительности, конечно же, не было.
Что касается сюжета того же “Потопа”, то можно сказать, что в нем использовались типичные для Сенкевича литературные приемы: сюжетные повороты, завязки, общая проблематика и архетипы персонажей, которые легко проследить в остальных его относительно поздних произведениях. В книге все начинается с того, что молодой хорунжий пан Анджей Кмициц сватается к внучке друга своего отца. Та дает согласие обучиться с молодым человеком по завершению ее траура, но вопреки воле героев все происходит совершенно иначе. Начинается война со Швецией, чьи войска буквально наводняют польскую землю, а на их сторону переходит влиятельный литовский род Родзивилов. Далее, на протяжении всего романа, по ходу этих событий главная линия повествования строиться вокруг постоянного морального выбора и этических противоречий пана Кмицица, который все время балансирует на грани добра и зла. Он то впадает в злодейство, сжигая деревни или присягая на верность изменнику родине, то реабилитирует себя, совершая подвиги и выступая против антагонистов повествования. И от конечного результата его нравственной борьбы зависит, то сможет ли герой добиться прощения верных королю шляхтичей и благосклонности благочестивой девушки или все-таки нет. Таким образом в романе можно выделить 3 сюжетные линии: патриотическую, любовную и, прослеживаемую более тонко, религиозно-этическую. Последняя будет более широко раскрыта в произведениях, написанных уже позже, таких как “Крестоносцы” и “Камо Грядеши”.
Следует сказать, что “Потоп”, как и вся Трилогия произвели на современников громадное впечатление. Первоначально роман выходил в газете небольшими фрагменты, и лишь в 1886 году в качестве отдельной книги. До этого же момента большинство жителей разделенной Польши с трепетом ожидали выхода очередного газетного выпуска, чтобы узнать продолжение истории любимых героев. Причем талант автора и его творческий успех нашли одобрение и за пределами Польши. Так, в России его высоко оценили такие писатели, как Лев Толстой и Антон Павлович Чехов. По их мнению, важной заслугой Сенкевича являлось то, что на фоне описания им масштабнейших исторических событий, он при этом не забыл о самой человеческой личности, ее роли в историческом процессе, восприятии происходящего и психологии в целом. В этом, пожалуй, Трилогию можно сравнить c “Войной и миром”, в которой также постоянно поднимается тема личности и внутреннего содержания героев.
В середине 90-х годов после небольшого отступления к реализму и описанию в своих произведениях современности, Сенкевич вновь возвращается к жанру исторического романа. Его новыми сочинениями в данном направлении становятся уже упомянутые “Крестоносцы”, о противостоянии польского рыцарства с Тевтонским орденом, и “Камо Грядеши”, повествующее о судьбе первых христиан в Риме во времена правления императора Нерона.
Оба они были встречены читателями с не меньшим энтузиазмом, чем части знаменитой Трилогии. А “Камо Грядеши” и вовсе произвели фурор в католических кругах. Так на юбилей самого писателя и начала его творческой деятельности в 1900 году поздравление прислал сам Папа Римский. Интересно что, как показатель народной любви, к этой же дате общественностью Сенкевичу было подарено небольшое имение Обленгорек, деньги на которое по подписке собирались по всей стране. Но все же истинным показателем писательского успеха Сенкевича стало вручение ему в 1905 году Нобелевской премии по литературе с формулировкой “за выдающиеся заслуги в области эпоса”. Несмотря на то, что к таковым можно было отнести написание всех исторических романов Сенкевича, вручавший писателю награду секретарь Шведской академии Карл Давид аф Вирсен в своей речи несколько раз особо подчеркнул значение именно “Потопа”. В последующие годы, вплоть до конца своих дней, писатель продолжал сочинять. Так в дальнейшем из-под его пера вышли такие произведения как “На поле славы”, “Омут”, “В дебрях Африки”, и “Легионы”, последние из которых Сенкевич, к сожалению, так и не успел завершить. В 1914 году он переехал в Швейцарию, где скончался всего через пару лет.
Таким образом, можно сказать, что писательская судьба Сенкевича сложилась крайне удачно. Он стал ярчайшим представителем польской культуры и всего поколения литераторов конца XIX века. Его произведения характеризует его, как наиболее выдающегося сторонника романтического, и отчасти позитивистского, направления, популярного в его время. Помимо этого, объяснить столь широкую признательность читателей по отношению к Сенкевичу можно не только еще и его легким литературным стилем, актуальностью патриотической тематики, умением создать захватывающий и интригующий сюжет, но и постоянным стремлением писателя идти на встречу своей публике. Нести ей только хорошее, вроде рассказов о любви, отваге и высокой нравственности, вдобавок награждая читателя в итоге счастливым концом.