Автор - Мария Петрова
2 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Юбилей выдающегося русского композитора вместе со всей Россией отмечает и Большая Ялта, с которой Рахманинова связывали особые отношения.
Именно скалы и бухты Симеиза вдохновили 13-летнего Сергея в 1886-м на создание первого музыкального произведения. А в 1917-м Южный берег стал последней пристанью композитора, откуда он отправился в Москву, а затем в Швецию – откуда уже не смог вернуться на родину.
Своей музыкальной одарённостью Сергей Васильевич Рахманинов обязан отцу и матери. Василий Аркадьевич Рахманинов (1841-1916) был пианистом-любителем, человеком импульсивных настроений и решений, которые привели семью к разорению и разводу. Мать Любовь Петровна Бутакова (1849-1929) училась в Петербургской консерватории у Антона Рубинштейна, стала известной пианисткой и выступала с концертами. Она уже в 4 года стала учить сына Сергея музыке, а затем наняла учительницу А. Д. Орнатскую, которая разглядела его феноменальную одарённость и способствовала поступлению в Петербургскую консерваторию. Рахманинов учился музыке легко, но успеваемость по другим предметам хромала, и Сергея было решено перевести в младшее отделение Московской консерватории в класс Николая Сергеевича Зверева.
Главным в обучении у Зверева считалась постановка у пианистов раскрепощенных рук. Его ученики часто становились золотыми медалистами – в том числе и Рахманинов, получивший большую золотую медаль Московской консерватории в 1892 г. Самых талантливых учеников Зверев брал к себе домой на обучение и полный пансион. Занятия начинались с 6 утра, свободное время только вечером, выходной в воскресенье. В выходные ученики посещали театры, к ним приходили известные композиторы. По других наукам Николай Сергеевич приглашал преподавателей, а на летние каникулы вывозил своих учеников на подмосковную дачу, на Кавказ и в Крым.
Именно так летом 1886 года Сережа Рахманинов впервые оказался в Симеизе. В воспоминаниях еще одного ученика Зверева Матвея Пресмана читаем: «В 1886 году Зверев тяжело заболел. Казалось, что ни о чём, кроме своего здоровья он думать не мог. Но всё продолжал заботиться о нас. Предстояли весенние зачёты… Особо памятной для меня осталась поездка в Крым, где мы жили в имении друзей Зверева Токмаковых – Симеизе».
Вот только Пресман допустил ошибку, которая в дальнейшем стала кочевать из книги в книгу, из статьи в статью. Владельцами Симеиза с двадцатых годов XIX века были не Токмаковы, а Мальцовы. В 1885 году промышленник Сергей Иванович Мальцов разорился и переехал в Симеиз, где сосредоточился на обустройстве курорта: открыл гостиницу на 20 номеров, несколько дач в тенистом парке. На берегу моря Мальцов построил двухэтажный «Белый дом», в котором насчитывалось более 20 комнат (дом в перестроенном виде сохранился до настоящего времени). По всей вероятности, Н. С. Зверев во время приезда в Симеиз жил именно в «Белом доме», где имелось пианино фабрики August Forster.
«Пребывание в Симеизе осталось у меня в памяти главным образом из-за Рахманинова, – писал Пресман. – Там он впервые начал сочинять, как сейчас помню, Рахманинов стал задумчив, даже мрачен, искал уединения, расхаживал с опущенной вниз головой и целеустремлённым куда-то в пространство взглядом, причём что-то почти беззвучно насвистывал, размахивая руками, будто дирижируя. Такое состояние повторялось несколько дней. Наконец, он, таинственно выждав момент, когда никого, кроме меня, не было, подозвал меня к роялю и стал играть. Сыграв, он спросил меня: Ты не знаешь, что это? Нет, говорю, - не знаю. А как, спрашивает он, - тебе нравиться этот органный пункт в басу при хроматизме в верхних голосах? Получив удовлетворивший его ответ, он самодовольно сказал: это я сам сочинил и посвящаю тебе эту пьесу».
Сергею Рахманинову было 13 лет – тот возраст, когда романтическая натура вдохновляется первозданными местами. Симеиз в то время был местом почти диким и пустынным: море, бухты сказочные по красоте скалы, рощи можжевельников, виноградники и лишь несколько домиков на берегу в парке и почти не видно людей! Всё это способствовало созданию первого музыкального произведения.
В конце учебного года Сергей сочинил ещё три ноктюрна, задуманных ещё в Симеизе, и преподнёс их Звереву.
Изучение архивных документов доказывает, что отдыхать в 1886 году в имении Токмакова в Мисхоре Зверев с учениками не мог. Иван Фёдорович Токмаков, купец из сибирской Кяхты, ставший с 1860-х годов одним из основателей торговли чаем с Китаем, только начал в это время покупать земли на ЮБК. В 1886 году – в Аутке, пригороде Ялты в то время, в 1887 - в Мисхоре, о чем свидетельствуют исповедальные книги Кореизской церкви Вознесения Христа. Земли в Алупке, Гаспре и Алуште были куплены им в следующие три года. Вполне вероятно, что Рахманинов бывал на даче Токмаковых в Мисхоре «Нюра» позже – в 1900-1901 гг., при посещении А. М. Горького.
В последний раз Рахманинов приехал в Крым с семьёй в 1917 г. – уже известным музыкантом и композитором. В 1902 г. он женился на Наталье Александровне Сатиной, двоюродной сестре. Любимым местом отдыха стало имение Ивановка в Тамбовской губернии, которое им передали в управление родители жены. Сергей Васильевич вложил в благоустройство этого имения почти все заработанные деньги. После революции вести хозяйство было сложно. К тому же у него очень болели руки. Он решил подлечиться вначале в Есентуках, а затем с семьёй отправиться на отдых в Крым, в Симеиз.
С 1902 г. наследники С. И. Мальцова стали создавать курорт Новый Симеиз. Земли разбили на участки, проложили дороги, провели воду. К 1917 г. были построены дачи в западной и центральной части курорта. Рахманинов с семьёй мог остановиться на дачах симеизских родственников – Натальи Ивановны Сатиной, двоюродной сестры отца его жены, или на соседней даче Духовской Софьи Ивановны, дочь которой Тамара стала женой брата жены Рахманинова – Владимира. По мнению биографа композитора Николая Бажанова, Рахманиновы выбрали для отдыха новый район курорта Новый Симеиз – дачу Марии Алексеевны Станкевич «Миро-Маре», которая находилась близ «Белого дома» Мальцовых.
Дача была построена на берегу моря гражданским инженером П. П. Щёкотовым в венецианском стиле в 1912 г. Рахманинов знал хозяйку дачи Марию Алексеевну Станкевич, урождённую Голостенову (1867-1922). Закончив Московский Елизаветинский институт Благородных девиц, она создала множество музыкальных произведений, объездила с концертами почти все континенты. Вместе с мужем, дворянином и библиофилом Алексеем Ивановичем Станкевичем они построили дачу, ставшую своеобразным культурным центром Симеиза. На 1-м этаже специально была устроена большая музыкальная гостиная, где стоял рояль фирмы Бехштейн и проводились музыкальные вечера.
Сергей Васильевич проводил с дочерьми дни у моря. Играл на рояле. Под вечер часами бродил по взморью с книжкой. Когда читать становилось темно, садился на обрыве, облокотясь спиной о нагретый солнцем камень и любовался морем, которое катило к берегу гладкие покатые волны. Часто ездил к Шаляпиным в Новый Мисхор на дачу Мурзаевой, а также на дачу А. А. Спендиарова в Ялту, где музицировал с женой. 5 сентября 1917 г. в Ялте состоялся последний концерт Рахманинова на родине – в ракушке Городского сада, где он сыграл концерт Листа. После этого семья вернулась в Москву. 15 декабря 1917 г. в газете «День» было напечатано сообщение: «С. В. Рахманинов на днях отправляется в концертное турне по Норвегии, Швеции. Турне продлиться более двух месяцев». «Все окружающие мне советуют временно из России уехать…» Ему нужны были деньги, чтобы обеспечить семью и вернуть долги за имение Ивановка. «В нашей обстановке мне крайне тяжело и неудобно работать, почему я и решаюсь уехать на время», - писал Рахманинов. 23 декабря с семьёй выехал в Швецию, и больше в Россию не вернулся, при этом всю жизнь ощущал себя русским. Рахманинов не уставал повторять: «В музыке должны найти отражение родина композитора, его любовь, вера, книги, картины, которые произвели на него впечатление… Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и моё мировоззрение. Моя музыка - детище моего темперамента, поэтому она русская».