Найти тему

О пионерах цифровой трансформации вузов

О пионерах цифровой трансформации вузов

По данным РБК, современные бизнес-корпорации готовы вкладывать в цифровую трансформацию до 10% своей выручки, что не означает, тем не менее, автоматически успеха на этом сложном пути. Если запустить процесс удается практически всем, то получить от него выгоду - задача совершенно другого уровня сложности. Более того, широко известно, что цифровизация процессов на начальном этапе способна кратно усложнить и без того непростую ситуацию с настройкой бизнес-процессов. Любая компания, заходящая в цифровизацию, а уж тем более в цифровую трансформацию, должна быть готова к тому, что на начальном этапе почти гарантированно может случиться административный коллапс.

Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта, для «Научно-образовательной политики»:

Проблема цифровизации и цифровой трансформации состоит не в отсутствии цифровых решений, инструментов и средств, а в неготовности систем к перестройке: самым главным вызовом оказывается способность осуществить переход к новой системе управления в условиях необходимости бесперебойного обеспечения текущих процессов.
Здесь важно сделать оговорку: цифровизация и цифровая трансформация зачастую воспринимаются как синонимы, при том что по сути это 2 совершенно разных явления. Цифровизация нацелена на улучшение, оптимизацию существующих бизнес-процессов за счет современных технологий. Безусловно, это позволяет в значительной степени улучшить ситуацию: ускорить обработку информации, работу с большими данными, обеспечить большую гибкость бизнес-процессов, в конце концов просто освободить время за счет оптимизации рутины. Однако все это оказывается лишь способом закрепления существующих систем управления, текущей ситуации, и не позволяет перестроить саму стратегию.
Цифровая трансформация - это всегда про стратегию, про стратегическое мышление, про необходимость перестроить деятельность не в логике улучшения и оптимизации, а в логике достижения целей, которые до сих пор перед компанией или университетом не ставились.
Если посмотреть на программы развития передовых российских университетов, то мы обнаружим стремительно растущее внимания к вопросу цифровизации и цифровой трансформации, рост объема показателей, связанных с цифрой, в годовых отчетах. В первую очередь университеты работают над созданием и развитием цифровой инфраструктуры, появлением морфологии цифровизации, сбором и обработкой данных. В российском сегменте открыто о цифровой трансформации чаще говорят в жанре достижений (разработали, внедрили, трансформировали) и очень редко в жанре продуктивной рефлексии, хотя именно этот этап кажется сейчас наиболее важным, если смотреть на проблему с точки зрения целостной системы образования.
Практически каждый университет оказывается пионером, первооткрывателем, особенно сейчас, когда к необходимости цифрового развития добавилась задача перехода на отечественное ПО. При этом целевое видение как минимум на уровне цифровизации совпадает почти у всех: объединение информационных систем, сокращение времени на переход между системами, важно также должным образом собрать, агрегировать и использовать аналитику по процессам. Все эти задачи к цифровой трансформации отношения не имеют, но без их решения о ней в принципе нельзя говорить.
Особую роль сыграл тренд на внедрение индивидуальных образовательных траекторий, возникший в 2010-е гг. Мы все знаем о существовании и достаточно широком распространении различных платформенных решений, созданных в России для внедрения ИОТ. Руководители университетов оказываются перед дилеммой: выбрать готовое решение или разрабатывать свое. Первый путь зачастую приводит к тому, что цифровое решение формирует, определяет и ограничивает стратегию развития университета: образовательная модель “ядро+профиль+дисциплины по выбору” становится практически единственно возможной (что само по себе и неплохо, но значительно сокращает пространство для самоопределения университета).

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/32257