" Я речь людей и то, что в речи скрыто"
Азербайджанский поэт и философ Насими ( 1370-1417) оставил потомкам богатое литературное наследие на нескольких языках. Преобразование мира во имя добра, любовь к людям и в поэтических строчках его творений , и в конкретных делах - основа жизненного и творческого пути Насими.
Имад ад-Дин Насими родился в 1370 году в Ширване, в городе Шемахе- крупнейшем политическом, экономическом и культурном центре средневекового Азербайджана. Там же будущий поэт получил начальное образование в медресе. Он с ранних лет формировал себя как разностороннего творческого читателя, а средневековый город, славившийся своими поэтическими традициями, был хорошей питательной средой. В круг чтения Насими входила азербайджанская, арабская, фарсидская, таджикская поэзия и философия, народный язык и фольклор. В его собственных произведениях можно встретить такие имена, как : Руми, Саади, Аттар, Авиценна, Шибли, Крехи и другие. Как жемчуг сверкают в его газелях и рубаи народные пословицы и поговорки, ёмкие метафоричные высказывания.
"Суть истины во всем, что живо иль мертво,
Во всем, что вянет здесь или еще цветет"- писал Насими, активно отстаивая идеи социально-философского движения хуруфизма.
Это было трагичное для всего Востока время. Родина поэта была практически разорвана на куски, разорена междоусобицами, подвергалась нашествиям иноземных захватчиков, грабивших и обращавших в рабство людей из разрушенных городов и сёл. В ответ на это Баку становится центром хуруфизма; учение хуруфитов основывалось на отстаивании святости букв, рассматривая буквы арабского алфавита как символы тайн вселенной. До этих вершин способен подняться каждый, кто познал самого себя. Именно это и привлекло Насими, последовательно воспевавшего человека как творца жизни и воплощение красоты. Главные качества в человеке - это способность любить, знание, верность, искренность, правдивость, преданность, а человеческий разум, по мнению Насими, способен творить чудеса и сделать человека подлинным сокровищем мира.
Напротив, те, кто гоняется за богатством, не умеют ценить красоту. Насими высмеивает этих невежд, ибо жизнь дана человеку не для
собирания богатств, а для любви к людям и служения людям.
В произведениях Насими можно узнать о его многочисленных путешествиях - еще одном источнике его творческих идей. В них содержится еще и пропаганда философских воззрений, за что он неоднократно подвергался гонениям и заточению в темницы. Поэт жил в Багдаде, ряде городов Ирака, потом Турции, наконец обосновался в Халебе, где, по данным историков и литературоведов, жил со своей семьей. Именно этот город стал роковым; в 1417 году Насими арестовали в Халебе, осудили и предали мучительной казни.
Насими справедливо считают основателем философской газели в азербайджанской литературе.
От лучезарной любовной лирики поэт последовательно перешел к отображению дидактических, политических, социальных, нравственных проблем своего времени. Контрасты воспевания красоты и осуждение жадности, зависти, себялюбия составляют основу его творений.
"Совет врача - леченье для больного,
Для любящих леченье- милых слово,
Твои глаза - Коран, и на земле
Есть лишь любовь и ничего иного.
Тот знает боль и горести любви,
Кто хочет встретиться с любимой снова.
Влюбленные, пожертвуйте собой,
Сладка любовь, хоть боль - её основа.
Когда аскет твердит, что нет любви,
Не слушайте речения пустого.
Тем, кто не любит, властвует шайтан,
Тех, кто не любит, Бог корит сурово.
Наряд аскета сбрось с себя скорей,
Надеть атлас,пусть заблестит обнова.
Нет кроме истины на сей земле
Для Насими понятия иного."
Любовь лечит, или же она - источник горя? И то, и другое.
" От ран любви леченья людям нет,
Как нету снадобья от многих бед" - утверждает Насими.
И себя же опровергает в другом творении:
" От горя я бальзам в твоих глазах нашел,
Живую воду я в своих слезах нашел."
Для тех, кто стремится найти опору духа в сложных социальных потрясениях поэт предлагает путь самопознанья.
"Знай, человек: в любые времена
Лишь прозорливым истина видна"
Творчество Насими было хорошо известно советскому читателю; в разных республиках устраивались поэтические вечера, выставки, читательские конференции, "огоньки", посвященные дружбе народов. Выпущены были даже специальные почтовые марки.
В подарочных изданиях серии Литературное наследие Востока" есть раздел - практикум по освоению наследия Восточного Ренессанса, или как стать читателем "акме". Эти упражнения успешно применялись в библиотерапевтической практике в составляющей " как читать".
Иллюстрации взяты из открытых интернет-источников.