Найти тему

1С: зачем нужна, что учесть при интеграции и как выстроить взаимодействие команд разработчиков

Оглавление

Всем привет, я Данил — проектный менеджер отдела разработки.

Моя основная задача — наладить коммуникацию заказчика и команд разработки максимально эффективно. Этот момент часто недооценивают, хотя он является основополагающим, и на следующих этапах поможет не только снять многие потенциальные проблемы, но и сэкономить время и деньги.

Поэтому давайте рассмотрим подробнее как грамотно наладить взаимодействие двух команд разработки, и к чему вообще нужно быть готовым при интеграции сайта с 1С.

-2

Зачем вообще нужна 1С или аналогичные системы

Представим, что каждый из вас на моменте, когда уже есть бизнес, продающий товар. На сайте есть страница Каталога, на которой представлены все ваши товары. Но пока что в виде карточек с предзаполненной информацией по наличию и цене.

А теперь вы решили, что на сайте будет не просто статичная информация, а актуальная на момент оформления пользователем заказа цена на этот товар. Актуальное наличие, даже с учетом того, что три других менеджера продали такой же товар только что и ещё не зафиксировали эту информацию в нужном месте, чтобы другие сотрудники её увидели.

Для этих и многих других случаев и нужна 1С, интегрированная с сайтом.

-3

К чему нужно быть готовым при интеграции сайта с 1С

1. К подключению человеческих ресурсов компании для понимания всех бизнес-процессов

В первую очередь к тому, что теперь вам и вашей команде нужно будет простроить схемы, описывающие взаимодействие всех элементов, присутствующих на сайте, с элементами из 1С.

И эти элементы — не только карточки товаров. Это и счёт для клиента, и заказ, в который товары будут объединяться клиентом через корзину. Это и сам клиент, у которого есть личные данные, нужные вам для взаимодействия.

И эти знания нужно будет аккумулировать и передать разработчикам в документах, встречах и обсуждениях.

2. К необходимости думать в 2 раза дальше, чем при обычной разработке

Если вы думали, что уже хорошо подумали на этапе разработки сайта, чтобы учесть всё, есть новость: при интеграциях думать придется в 2 раза больше, чем при разработке сайта.

Это как раз особенность двустороннего взаимодействия: каждое действие, сделанное на сайте, влечет за собой изменение данных и в 1С, и наоборот. И так с каждым элементом и процессом.

Взаимодействие стало двусторонним, зато сценариев точно не в 2 раза больше. И наша задача — все их учесть и сделать понятными.

3. К наблюдению со стороны за пинг-понгом задач между разработчиками сайта и 1С

В этом взаимодействии вы точно увидите, как для одной и той же задачи сначала исполнителями была одна команда, потом вторая, потом снова первая, и так ещё несколько раз. Это связано с особенностью устройства 1С и сайта у каждого заказчика.

Тут зачастую не работает шаблонное поведение. Только в процессе разработки появляется понимание, кому в данный момент будет эффективнее решить задачу — одной команде или другой. А при других условиях, с другим заказчиком и сайтом, такую же задачу может решать и другая команда, и это нормально.

4. К выявлению старых ошибок и внеплановым доработкам

Очень частый случай, когда Клиент приходит с запросом на разработку сайта и интеграцию с уже существующей 1С-системой учёта. Да ещё какой существующей, уже 5 лет как!

И методы, которые использовались во времена появления у Клиента 1С уже устарели и не могут дать желаемой информации. Либо не могут дать её в нужном формате.

В таком случае требуется доработка имеющегося функционала 1С, либо отказ от некоторых функций на сайте. Но мы советуем заказчикам путь улучшения, потому что лучше потратить чуть больше денег и времени, и выпустить в свет классную фичу, чем потратить время и деньги на то, чем никто не будет пользоваться из-за неудобства или малофункциональности.

-4

Как выстроить эффективное взаимодействие двух команд

Для начала вопрос — обязательно ли вообще нужны именно две команды разработки? Нет, не обязательно, но в большинстве случаев именно так и бывает. Есть универсальные команды, которые делают разработку и 1С, и сайта. Но быстрее работа от этого не делается из-за невозможности вести её параллельно.

Теперь к их взаимодействию:

1. Все работы должны быть описаны подробно и прозрачно

Так как на проекте две команды, возрастает и необходимость чёткой коммуникации между ними — этот момент входит в работу менеджера.

Участники обеих команд и заказчик каждый в своей зоне ответственности должны понимать:

  • на каком сейчас этапе проект,
  • что должен сделать он,
  • чего он ждет от других.

Чтобы у всех членов проекта было такое понимание — на первых этапах проекта прописываются подробно и полноценно все алгоритмы работы между сайтом и 1С. Также для полноты и разборчивости команды готовят и согласуют друг с другом схемы взаимодействия. Помогут для однозначного понимания прототипы функциональные и визуальные.

2. Перед началом составления протокола интеграции нужно понимание, какие алгоритмы уже существуют

Алгоритмы взаимодействия между сайтом и 1С называют протоколом интеграции. Он может быть прописан с нуля или, при наличии, взяться готовый.

Но для возможной экономии ресурсов перед началом составления протокола интеграции нужно проверить, какие алгоритмы уже существуют и корректно ли они работают.

После анализа обычно принимается решение оставить существующие запросы, доработать их для новой информации, или переписать с нуля.

3. Способы взаимодействия должны быть утверждены двумя сторонами до начала разработки

Важный момент в согласовании взаимодействий друг с другом — максимальная проактивность.

После проделанной работы в начале проекта, когда все запросы проанализированы, протокол интеграции составлен и уже очень хочется приступить непосредственно к разработке, стоит выделить время и посмотреть на картину проекта в целом, поочерёдно углубляясь в каждый процесс.

На этом этапе окончательно утверждается не только нужность и полноценность каждого запроса, но и комплексное взаимодействие между ними.

4. Ежедневные обсуждения сделанного вчера, планов на день и проблем в работе

Порой запросов и алгоритмов взаимодействия может быть очень много, что в процессе разработки приводит к постоянному уточнению информации сторон друг у друга.

В таком случае полезно будет внедрить регулярные встречи, например, в формате дейли-митингов.

На встречах команды резюмировано проходятся по трем аспектам работы:

  • что они сделали вчера,
  • чем они планируют заняться сегодня,
  • и какие есть проблемы в работе.

Это важный инструмент в выстраивании эффективной работы, он помогает понять на этапе планов, что работа может быть неэффективна из-за отсутствия нужного функционала с одной из сторон. Это поможет сэкономить много времени на разработку впоследствии.

Больше полезных материалов у нас на канале:

Что влияет на конверсию сайта

Какие бизнес-задачи решают чат-боты и в каких сферах

Процесс создания чат-бота