Найти тему
Дмитрий Март

"Красивую женщину надо не одевать, а раздевать!" - говорил Слава ЗАЙЦЕВ

Оглавление

Печальная новость: умер Слава Зайцев. Нашёл в своём архиве интервью самого известного в России кутюрье, который приезжал в Ригу в 2003 году. Получается, ровно 20 лет назад. Модельер тогда представил свои эксклюзивные работы из "президентской коллекции". Итак, интервью из прошлого... Впрочем, и сегодня оно читается с интересом.

Коллаж автора. Фото  из "Вести Сегодня"
Коллаж автора. Фото из "Вести Сегодня"

Модный комбинат Зайцева

Сам себя Слава Зайцев называет последним из могикан той, прошлой, советской эпохи. Тем не менее, он блестяще вписался в нынешнюю капиталистическую эпоху. Сегодня у него на проспекте Мира многоэтажный Дом Моды Славы Зайцева, в котором трудится 500 человек!

Это целый модный комбинат, в котором несколько пошивочных цехов,
закройный и экспериментальный цех. "Фабрика Зайцева" выполняет заказы для производства коллекций как самого мэтра, так и молодых художников.

Кроме того, она выпускает высокохудожественную малосерийную и
уникальную одежду и реализует всё в трёх магазинах-салонах в Москве, а
также за границей.

А в Риге Слава Зайцев оказался самым невероятным образом. Будучи по делам в Германии, он случайно встретил там известного латвийского дизайнера Давида, который и пригласил его на свой грандиозный показ "Nokia.David.Party." в рижский выставочный зал на Кипсале.

- Я давно уже не был в Риге, - рассказал Слава Зайцев. - Это город моей молодости, юности, зрелости. Раньше у меня здесь было много друзей. Мы дружили домами моделей.

Рига была настоящим центром моды. Здесь работали замечательные художники, обалденные манекенщицы. Было действительно классно!

А вашего Давида я впервые увидел в Германии. Он показался мне совершенно одуревшим от профессии. И даже каким-то ненормально влюбленным в неё. Потому-то мы с ним и познакомились так быстро, а потом сошлись и подружились.

Сам я 40 лет своей жизни отдал тому, чтобы постичь тайны совершенства, тайны непостижимости женского натуры. А Давид ещё совсем молодой мастер. Но он точно так же к этому идёт.

- Тем не менее вы кажетесь совершенно противоположными друг другу...

- Конечно, пути у нас, естественно, разные, поскольку я представитель
ушедшего тысячелетия, прошлой эпохи.

У меня свои принципы, чётко выработанная позиция в вопросах культуры одежды. Но это вовсе не значит, что я отрицаю рождение каких-то новых течений.

Разговор получился интересным. Фото  из "Вести Сегодня"
Разговор получился интересным. Фото из "Вести Сегодня"

Клонирует конкурентов

- Вы внимательно следите за тенденциями современной моды?

- Мода в чистом виде меня не интересует. Я никогда не бежал за модой. Я
никогда её и не опережал. Для меня важнее своя, чётко выработанная
позиция в индустрии красоты, выработанная на протяжении
десятилетий.

Я стремлюсь дать людям саму возможность прикоснуться к тому пониманию красоты, которое мне даровано свыше.

Вот почему из коллекции в коллекцию я стремлюсь не утверждать какие-то новые эталоны, чтобы они затем активно поднимались в модной прессе, - нет, для меня важнее всего вкус.

Я поклонник классической темы в одежде. Это как азбука. И я пытаюсь, чтобы эту азбуку прочитало как можно больше людей.

Сам я стараюсь составлять какие-то новые слова из этой азбуки, чтобы люди могли быть творцами вместе со мной. Я даю им импульсы, стимулы. Но я ни в коем случае не пытаюсь занимать нишу молодых!

При этом я я вовсе не против того, чтобы они приходили ко мне учиться. У меня есть целая Лаборатория моды. Это высшее учебное заведение - своего рода аспирантура для художников одежды, закончивших какие-то другие учебные заведения моды.

Всего за год я даю максимум в нашей профессии. Я делюсь всем тем, что
накопил за 40 лет. Я сознательно "клонирую" моих будущих конкурентов. Ну и пусть!

У нас ведь вокруг так много людей, которые не имеют даже самого элементарного понятия о вкусе. В моей школе учатся даже те, кому
сегодня уже за пятьдесят.

У некоторых даже нет никакого образования. Но они блестяще шьют. Они
выходят из моей Лаборатории Зайцева настоящими профессионалами. Мои люди это не однодневки, как некоторые.

Подобные "мастера" сегодня сильно засоряют нашу модную воду. Нет, мне не надо модная слава. Я Слава и без этого. Моя одежда достаточно гуманная. И ни в коем случае не модная!

Скажу вам по секрету: я вообще ненавижу слов "модная". Потому что моды как таковой нет. Сегодня в Европе есть только индустрия. Людям просто навязывают какие-то определенные коконы.

Последних из могикан

- Если вы такой противник моды, то как же вам удалось выжить в нынешнюю эпоху, где всё так бурлит и меняется?

- Да, вокруг всё меняется... Но у меня всё по-прежнему. Я, как и раньше,
работаю в своём Доме моды на проспекте Мира. Это огромное, 10-этажное здание.

Сегодня это оазис вкуса! Пожалуй, единственный, который ещё остался в Москве из всех бывших модных солидных предприятий.

Потому что даже знаменитый Дом моделей на Кузнецком мосту, оплот
социалистической моды, и тот недавно был продан и уничтожен. Из старой
когорты художников я остался практически один.

По сути, я - последних из могикан. Так что вы видите живого классика. Но для меня мода - это прежде всего возможность подарить женщине
радость сопричастности к красоте и окунуть её в мир гармонии.

Средства и понятия тут у всех разные. Тем не менее, как мне кажется, существуют какие-то вечные непреходящие ценности. Вот я и стараюсь их культивировать в своих работах.

Слава Зайцев навсегда вошёл в историю моды. Фото  из "Вести Сегодня"
Слава Зайцев навсегда вошёл в историю моды. Фото из "Вести Сегодня"

- Ваш прикид кажется совсем простым. И даже каким-то монашеским...

- А вы знаете, как я его создал? Взял кусок ткани и набросил на себя. А
потом стянул по бокам и приделал рукава. Получилось нечто японское. В
Токио просто обалдели, когда увидели мой новый пиджак.

В данном случае речь идёт о вопросах вкуса и гармонии. Открою секрет: сегодня я сторонник сдержанного чёрно-белого благородства. Для меня это является доминантой в нынешнем творчестве.

- Чем занимается ваш сын Егор?

- Он у нас замглавного художественного руководителя и замгенерального директора. Однако он вполне самостоятельный художник. Буквально месяц тому назад представил коллекцию на неделе моды "Бархатный сезон" в Сочи из тканей фабрика "Октябрь".

У коллекции совершенно удивительная, какая-то космическая и даже астральная эстетика. Это абсолютно новые приёмы обработки тканей. Всё действительно получилось фантастически красиво.

Егор - это совершенно новая эпоха в моделировании одежды. Его пока
волнует чисто творческий подход к одежде, нежели коммерческий. Ему,
кажется, абсолютно не нужны заказчики, распространители.

Он - носитель идей! В принципе, такие люди в моде тоже нужны. Это они толкают её вперед. Однако, конечно, рано или поздно о прибыли ему тоже придётся задуматься...

- Говорят, что к вашим советам прислушивается даже первая леди России Людмила Путина.

- Да, мне приятно с ней общаться. Она даже побывала в Новой опере на вечере, посвящённом 40-летию моей творческой деятельности. Просидела три с половиной часа!

А после показа, то есть терпеливо просмотрев весь мой почти что полувековой отчёт, пришла за кулисы и сказала совершенно потрясающие слова, которые я не слышал от одной первой леди: "Я была как в сказке! Я ощущала себя ребёнком!"

На её глазах были искренние слезы радости. Я понял, что передо мной женщина, влюбленная в красоту как дитя. В общем, думаю, мы с ней уже подружились.

Это не означает, что я могу быть рядом с ней и диктовать, формировать её взгляды. Существует масса условностей, которые я даже не пытаюсь преодолевать.

У меня слишком большой опыт общения с такими людьми. Они не терпят малейшего напора. Помню, у меня вышло небольшое непонимание с мадам Брежневой.

Что послужило моему 20-летнему заточению - меня просто не пускали зарубеж. Поэтому с первыми леди я стараюсь быть очень деликатным. Меня просят - я делаю. А когда они молчат – я тоже молчу...

Приятно, что меня пригласили устроить показ для жён президентов, которые прибыли вместе со своими мужьями в Питер на празднование 300-летия Санкт-Петербурга.

Я представил там свою последнюю “президентскую коллекцию", фрагменты которой привёз и в Ригу.

Но пока я только начинаю работать с Путиной. Деликатно стараюсь не вторгаться в её стиль. Чтобы, не дай Бог, не разрушить существующие нормы одежды.

Там есть своё ателье, свои закройщики. У них свой взгляд на одежду... Для меня всё это проблемно, но в то же время крайне интересно. Причём интересно было уже с самых первых мгновений.

- А так называемые олигархи прибегают к вашим услугам? Или они предпочитают зарубежных мастеров? Всё-таки денег в кармане немало...

- Да, они чаще всего одеваются за границей. Олигархи выросли из толпы. Случайные люди, получившие право распределять средства, которые им не принадлежат...

С культурой у них порой довольно-таки сложно. Конечно, с их деньгами они могли бы помочь местным дизайнерам. Но, увы... Вот почему у нас многие дома моды попросту погибли без финансовой поддержки.

Сегодня вообще талантливому человеку выжить невероятно сложно. Потому что легче купить что-то за копейки на Западе, а потом втридорога продать у нас. Это печально.

- Это правда, что, набирая в свою школу моделей, вы не обращаете особого внимания на красоту?

- Меня больше волнует индивидуальность. Вот уже много лет я делаю отбор. Часто беру как раз тех, кого больше нигде не приняли. А потом эти имена у всех на слуху.

Потому что красота - понятие относительное. Когда перед вами и без того красивая женщина, то её надо не одевать, а раздевать! Мне же гораздо интереснее сделать индивидуальность, подчеркнуть что-то особенное в самом “никаком” лице.

Но благодаря гриму и другим секретам оно вдруг приобретает фантастическую красоту. А вот когда у женщины и так всё есть от природы, то от неё зачастую быстро устаешь.

Каждый раз, когда я делаю новый рисунок и придумываю что-то свежее, то я по-настоящему балдею. С удовольствием подолгу работаю с одними и те ми же девочками. Можете себе представить, скольких за 40 лет женщин я раздел и одел! - улыбнулся Слава Зайцев.

Увы, не так давно он ушёл от нас. Пусть земля ему буде пухом!

Читайте другие материалы автора:

Модельер Вячеслав Зайцев о себе и своём времени

Александр Васильев рассказал, с чего начинал свою коллекцию

О том, как столбовая дворянка собралась на "Модный приговор"

Знакомая Наталья в шоке от участия в "Модном приговоре"

Как некрасиво поступили в "Модном приговоре". Продолжение