Был тихий час. Елена Григорьевна сидела за столом, который стоял в коридоре и отмечала что -то в карточках. Из ординаторской вышла Нина Сергеевна.
- Елена Григорьевна, сейчас позвонили из 2 Горбольницы и сообщили, что Гуреева умерла ночью. Вы Марине ничего не говорите, просто осторожно поспрашивайте её о родственниках: есть ли тёти, бабушка?
-Бедная девочка! -огорчённо произнесла Елена – конечно, я поговорю с ней.
Врач вернулась в кабинет, а Елена Григорьевна задумалась, подперев подбородок руками. Потом встала и пошла в палату. Все дети ещё спали, спала и Марина. Правая её рука в гипсе лежала поверх одеяла, из -под которого выглядывала загипсованная ножка.
-Бедный ребёнок -подумала Елена печально и вышла из палаты.
Чуть больше недели назад Марина поступила к ним в отделение после ДТП. Они с мамой возвращались домой на автомобиле и на перекрёстке на них налетела машина. Авария была серьёзной. В тяжёлом состоянии маму девочки увезли во вторую Городскую больницу. Марину с переломами голени и предплечья поместили в их детское травматологическое отделение. После операции она каждый день спрашивала про маму и ей отвечали, что мама лечится и чувствует себя нормально. И вот такое страшное известие.
- Поговорить - думала Елена Григорьевна – легко сказать. А как поговорить, чтобы ребёнок не заподозрил неладное?
Послышался шум. Это раздатчица везла на тележке полдник. Она подвозила её к каждой палате и открыв дверь, громко объявляла:
-Подъём! Просыпаемся, полдник – накладывала в тарелки омлет, наливала в стаканы какао и ставила всё на тумбочки. Санитарки начинали кормить тех детей, которые сами не в состоянии были это делать. Елена Григорьевна вошла в палату к Марине и пододвинула стул к её кровати. Девочка уже проснулась и лежала с открытыми глазами. Елена поправила подушку на постели и усадила удобнее Марину.
- Ну, Мариночка, давай кушать.
- Мне не хочется - тихо ответила девочка.
- Нужно, если ты хочешь поправиться. Да и омлет сегодня очень вкусный.
- Откуда Вы знаете?
- А мне Зина попробовать дала. Давай ешь, набирайся сил. Тогда и организм будет лучше с болезнью бороться, ты скорей выздоровеешь и домой вернёшься. Там тебя кто ждёт?
- Никто. Мы с мамой вдвоём живём.
- А папа где?
-Он уже давно от нас ушёл, я ещё совсем маленькая была и его не помню. Только на фотографиях мама мне его показывала.
Елена подносила ко рту Марины омлет и потихоньку расспрашивала:
- А родственники у вас есть? Ну, там мамины сёстры, братья?
- Не знаю.
- А бабушка? Бабушка -то должна быть?
-Да, бабушка есть, но я не знаю, где она. Когда мама ещё маленькая была, бабушка её в детский дом отдала.
-Значит, так вдвоём с мамой и жили?
-Да, вдвоём. У меня мама очень хорошая и добрая. Мы с ней каждое лето на море ездили на машине. А ещё она мне всё сама шьёт. Она администратором в клинике работает, а по вечерам шьёт. Она, знаете, какие красивые себе костюмы и платья придумывает! Ей все завидуют и просят, чтобы она им тоже сшила.
- И она соглашается?
- Соглашается. С работы приходит, обед приготовит и до самой ночи за швейной машинкой сидит. Она когда в кредит машину купила, надо было платить за неё, вот мама и брала заказы. А я ей помогаю в квартире прибирать - маме же совсем некогда. Но в выходной мы с ней всегда ходим или в кино, или в парк. Недавно в цирк ходили. Ну тот, который в город приехал.
- А за машину -то мама расплатилась?
- Конечно, ещё в том году.
- Молодец, всё -то ты знаешь.
- Да, мы с мамой обо всём разговариваем. Даже когда она шьёт, она мне что - нибудь рассказывает. И я ей тоже. Мы с ней, как подружки. Так мама говорит.
Елена докормила Марину, помогла ей лечь поудобнее и вышла из палаты.
- Несчастный ребёнок - в который уже раз подумала она.
Сведения о Марине передали в отдел Опеки и Попечительства и начались поиски родных. Пока Марина лечилась в стационаре, нашли бабушку, но ей даже не стали предлагать забрать девочку -бабушка была глубокой алкоголичкой. Вскоре нашёлся и отец: успешный бизнесмен, имеющий семью и ребёнка. Когда ему сообщили, что бывшая его супруга Наталья погибла и осталась 11 летняя дочь, которую нужно или забрать, или написать отказную, в первые минуты Николай растерялся и не знал, что ответить.
-У меня семья, я не знаю, как жена воспримет эту новость. Я пока не могу ничего ответить. Мне нужно посоветоваться.
Николай и Наташа поженились, когда были ещё студентами. Они и познакомились в Университете. У Наташи уже тогда была своя однокомнатная квартира, которую она, как сирота получила. Стали встречаться, чаще всего - у Наташи дома, где им никто не мешал. Они уже готовились к защите диплома, когда Наташа поняла, что ждёт ребёнка. Для неё это известие было шоком, так как ребёнок не входил в их планы, и они, казалось, были очень осторожны. Выходит, недостаточно… На удивление, Николай не стал отказываться и сразу предложил:
- Ну что ж, тогда давай поженимся - и перед самым окончанием учёбы они расписались без всякой свадьбы.
У Николая был особый талант -он с лёгкостью мог продать абсолютно всё. Ещё в Универе сокурсники у него покупали вещи, которые свободно продавались в магазине. Он продавал их немного дороже, но всё равно почему -то покупали у него. А после окончания учёбы он решил заняться бизнесом. Поехал в Москву; на рынке накупил разных модных тогда вещей, а в своём городе продал их втридорога. Получив прибыль, снова съездил в Москву… Поначалу торговал на рынке, оплачивая место. Потом бизнес стал развиваться. Он арендовал помещение в магазине. Наташа родила дочку и сидела дома. А когда Маришке исполнился год, Николай сообщил, что уходит – «он полюбил другую». Другой оказалась его продавщица Марта. Конечно, Наташа плакала и стыдила Николая: «Как он может оставить её с крошечным ребёнком?». Но Николай на слёзы жены не реагировал. Сердце его уже было прочно занято другой красавицей.
-Я дочку не брошу. Буду алименты платить, можешь даже в суд не подавать.
Но Наташа всё -таки подала, рассуждая:
- Сейчас поплатит - поплатит, а потом - ищи ветра в поле.
Но Николай в этом оказался порядочным человеком. Бизнес его процветал; с годами у него уже было несколько своих магазинов и он, помимо назначенных алиментов, присылал ещё такую же сумму дополнительно. Но дочку свою увидеть желания не испытывал, хотя жил всего в 30 км от города, в котором жили Наташа с дочкой. А Наташа отдала Маришку в полтора года в ясли и стала искать работу. По профессии работу не нашла и устроилась администратором в частную клинику, где неплохо платили. Дочка росла, а Наташа всё была одна. После предательства Николая она боялась снова испытать боль.
- Все мужики такие: как только случай подвернётся, они думать не головой начинают, а совсем другим местом. Конечно, не все решаются из семьи уйти, но вот на стороне поразвлечься редко кто отказывается. И никто не думает в это время о своих жёнах; а думают только о том, как бы об их похождениях эти самые жёны не узнали – твердила подруга Анюта и Наташа была с ней полностью согласна. Да ей и вдвоём с дочкой было неплохо -свободная, самостоятельная, независимая… Что ещё нужно? Взяла в кредит машину - выплатила. Да только эта машина и стала причиной огромного горя.
После разговора со специалистом из органов опеки Николай сначала решил навестить Маринку в больнице, посмотреть на неё, а уже после поговорить с Мартой. В белом халате он прошёл в отделение. В палате, на которую ему указали, лежали четверо девочек. Которая его дочь? Он стоял у двери и оглядывал лежащих на кроватях девчонок. И вдруг одна из них повернулась к нему лицом и он поразился её сходству с бывшей его женой- надо же, как она похожа на Наташу! Он подошёл к кровати Маришки и положил на тумбочку пакет с фруктами и сладостями. Девочка молча смотрела на него.
-Марина, здравствуй, я твой папа.
-Здравствуйте.
-Я вот тебе тут фрукты принёс.
-Спасибо.
Николай не знал, что бы ещё сказать дочке.
-Тебе очень больно? -только и нашёл, о чём спросить после непродолжительного молчания.
-Нет.
Ответы Марины были очень краткими. Она внимательно и как -то недоуменно смотрела на отца, которого совсем не знала и не понимала, зачем он пришёл?
-Марина, ты хотела бы поехать ко мне жить?
-Нет, я с мамой жить хочу.
И у Николая вырвалось:
-Но ведь мамы больше нет. Она умерла.
-Ты врёшь! -закричала Марина – мама не умерла, я не верю тебе! Уходи!- и девочка забилась в истерике.
В палату вбежали врач с медсестрой:
-Зачем Вы ей сказали? Разве можно без подготовки? Это же ребёнок! Уходите немедленно ! - Марину не могли успокоить до тех пор, пока не сделали ей укол. Но с того дня она перестала разговаривать.
Возвращаясь из больницы Николай уже решил - он заберёт Марину. Осталось только поговорить с Мартой.
Марта встретила Николая в шёлковом цветастом халатике. Выглядела она прекрасно. Природа одарила её редкой красотой: нежная гладкая кожа, огромные зелёные глаза с густыми ресницами, пухлые губы. И Марта на красоте не экономила. Она давно уже не работала и смыслом её жизни стало посещение массажных и косметических салонов, спа – салонов и солярия. А так же в её личную программу входил еженедельный шопинг и посиделки с подругами. Заниматься дочкой было некогда, для этого в доме находилась няня с высшим педагогическим образованием. Марта подошла к мужу, обняла его и капризно надула губы:
-Дорогой, ты сегодня ни разу не позвонил мне. У тебя всё в порядке?
-Зайка, мне нужно серьёзно поговорить с тобой. Давай присядем.
Марта села в кресло, игриво положив ногу на ногу. Халатик немного раскрылся, соблазнительно показав кружево нижнего белья.
-Я слушаю тебя. О чём ты хотел поговорить?
Николай смотрел на свою красавицу -жену и понимал, что вряд ли она захочет заменить мать чужой девочке; хотя в душе хотелось надеяться, что Марта сможет его поддержать.
- Понимаешь, мне позвонили из опеки. Моя бывшая жена с дочкой попали в аварию. Жена погибла, дочка осталась одна. Сейчас она в больнице, скоро её выпишут и нам нужно будет забрать её к себе. Больше родственников у неё нет.
Марта смотрела на Николая с возмущением.
-Ты в своём уме? -звонко спросила она – у нас есть дочь и чужая мне не нужна. Как ты вообще себе это представляешь? Десять лет ты не видел её, ничего о ней не знаешь -ни о её характере, ни о её наклонностях. Ты мне сам говорил, что её бабка алкоголичка; а если и у девочки проявятся эти гены? И мы будем вынуждены с этим жить? Значит, я должна буду забыть о своих интересах, воспитывать чужого ребёнка, заниматься с ней, успокаивать и вытирать ей сопли, когда она будет тосковать по своей мамаше? Если ты хотел услышать моё мнение, то я тебе его скажу -нет, нет и нет! Я не хочу быть ей ни мамой, ни мачехой; тебе понятно? Или нам придётся расстаться. Со мной останется наша дочь, а с тобой -эта чужая девочка - закончила она свою тираду.
Николай взорвался:
-Вот ты как заговорила! Десять лет ты получала всё, что хотела. Я оплачивал все твои капризы. Ты не стираешь, не убираешь, не готовишь, не занимаешься с дочерью. Всё делают за тебя другие люди, а ты только и делаешь, что холишь и лелеешь своё тело и услаждаешь свою душу. Я много лет выполнял твои желания и абсолютно ничего не требовал от тебя в ответ. Мне достаточно было только твоей любви. Но теперь мне потребовалась твоя помощь и что я слышу: ты отказываешь мне в этой помощи. Оказывается, тебе может помешать заниматься собой моя дочь! Но она моя дочь! Такая же, как наша Алиса и я не могу отдать её в детский дом: совесть не позволяет! Так вот слушай – девочка будет жить у нас, хочешь ты этого или не хочешь. И относиться ты к ней будешь не как к приживалке, а как к законной моей дочери. А если тебя это не устраивает, хорошо, давай расстанемся.
Он встал и вышел из комнаты. В душе всё кипело. Если честно, ему и самому не очень нравилась идея забрать Марину, но ультиматум Марты его взбесил. Николай стоял у окна, смотрел на ухоженный двор с высаженными туями и елями, на красивую клумбу с элементами декора, на цветники и газоны, а в голове крутилось:
- Николай Петрович, Марина лишилась мамы, Вы - единственный её родной человек. Если Вы откажетесь взять её к себе, то девочка станет полной сиротой.
Сзади его обвили руки Марты. Она прижалась к нему всем телом:
-Дорогой, прости меня. Ты, конечно же, прав и твоя дочь должна жить со своим отцом; а я обещаю тебе, что буду стараться заменить ей мать - она повернулась к нему лицом, в огромных глазах её сверкнули слезинки и Николай, как всегда, когда к нему ласкалась Марта, разомлел, успокоился и нежно прижался к мягким губам жены.
С того самого дня, когда он впервые увидел невероятно красивую девушку, принимая её в свой отдел на работу, он потерял голову. Он оставил свою жену и ребёнка; и все годы, которые прожил с Мартой, словно завороженный её чарами, не видел ничего и никого вокруг. Не видел её ограниченности, алчности, меркантильности. Он выполнял все её капризы, а Марта с каждым годом становилась всё более завистливой и корыстной. Но Николай не хотел этого замечать. Для него она была самой прекрасной и ему льстило, когда знакомые или друзья завистливо поглядывали на его жену.
Документы были собраны и Марину, наконец, выписали из больницы. За ней приехал Николай. Марину из отделения вывела медсестра и передала ему листы эпикриза и назначений, в которых было сказано, что «На фоне эмоционального потрясения развился мутизм и ей требуется помощь психолога».
-А она когда -нибудь заговорит?- прочитав диагноз, спросил Николай.
-Помощь психолога и поведение близких людей может вернуть девочке нормальное общение. Будьте терпеливы и внимательны к ребёнку и всё будет хорошо.
Марина молча стояла рядом с медсестрой, а когда Николай взял её за руку, вырвала её. Она ненавидела этого мужчину, который назвался её отцом. Ей казалось, что он -то и был настоящим виновником маминой смерти, потому что все ей говорили, что мама чувствует себя нормально, и только он, словно накаркал.
Раздвижные ворота открылись и машина остановилась у красивого двухэтажного коттеджа. Николай вышел и открыл заднюю дверь.
-Марина, выходи, мы приехали.
В просторном холле их встречали Марта с восьмилетней Алисой.
-Здравствуй, Мариночка -неестественно ласковым голосом приветствовала девочку Марта.
Марина стояла, опустив голову и молчала.
-Мама, она что -немая? -спросила Алиса и засмеялась - папа к нам немую привёз.
- Нет, Алиса, Марина может говорить, просто сейчас она стесняется. Лучше покажи ей её комнату - спокойно произнёс Николай.
- Не хочу -Алиса крутнулась на каблучках и побежала из холла.
- Хорошо, я сам покажу. Пойдём, Марина - он легонько подтолкнул девочку -не обижайся на Алису. Она ещё маленькая и глупая. Надеюсь, вы с ней подружитесь.