Найти в Дзене
Смотри в себя

Можно ли обойтись без мытарств? Объясняет Алексей Осипов

Можем ли мы избежать мытарств после смерти, рассказал учёный-богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Разбойнику, распятому справа от Христа, Христос сказал, что сегодня он будет с Ним в раю. Поразительный факт!

В Церкви есть представление, что каждая душа по смерти будет проходить определенное мытарство, на котором будет испытываться, как добрые дела, так и злые. В данном случае Господь говорит, что для верующего, в действительном смысле этого слова, суда не будет.

Факт, связанный с правым разбойником, открывает нам нечто удивительное и необыкновенно радостное. Оказывается, искренне раскаявшийся человек, смирившийся как этот разбойник, без всяких тяжелых последствий переходит от смерти в жизнь вечную. Без всяких мытарств, без испытаний, без Суда.

Мы не можем сказать, что с его стороны это было великое смирение. Нет. Он смирился в меру свою, но смирился. За какие дела, за какие добрые поступки, за какие молитвы, за какие подвиги он избежал мытарств? Ничего из вышеперечисленного у него не было.

Ещё раз вскрывается глубина святоотеческого учения: самое главное — смириться, самое главное — увидеть себя недостойным Царства. Потому что мы все мним себя царями. Увидеть себя, действительно, нищим, убогим и нагим. И такого человека, оказывается, возводят в Царствие Небесное без суда. Потому что он может без опасности повторения греха наследовать Царство.

Слово «Царство» — это очень серьезное понятие. Это не просто в рай попасть, не просто с краешку оказаться. Царство может быть дано только тому человеку, который не примет змия-искусителя, который сразил первых людей. Который не возомнит о себе, ибо он увидел, кто он есть, на самом деле. И этот человек, действительно, переходит от смерти к жизни вечной.

Апостол Павел, обращаясь к первым христианам, называл их святыми. Разве они были святы в том смысле, в каком мы сейчас понимаем святость? Разве они очистились, подвизались, достигли бесстрастия? Ничего подобного не было. Но, действительно, человек становится свят (свят — значит достоин получить Царство), если он увидел, что единственный Спаситель его жизни — это Христос. И только тогда он сможет быть наследником Царства.

Христианство предлагает нам уникальнейшее средство — покаяние, которое подобно воде смывает грехи, в которых мы раскаиваемся. Если вы хотите избавиться от мытарств, берите на вооружение этот способ.

Надо сказать что мытарства следует понимать образно. Под мытарствами имеется в виду наши страдания за все наши неправды, особенно если они касаются наших отношений с людьми. Избави нас, Бог, обижать, оскорблять, обманывать других людей. Одно дело творить грех относительно самого себя, другое дело — обидеть другого.

Учтите, что со смертью ничего не заканчивается, а, наоборот, всё, что мы натворили, становится очевидным. А не так, как считают атеисты: ты умер — и всё для тебя закончилось. Пришла смерть, и тебя больше нет.

Страдания после смерти будут. Святые отцы предупреждают, что со страстями нельзя не бороться. Иначе, как пишет Антоний Великий, мы соединяемся с демонами-мучителями.

От нас никто не требует великих побед и грандиозных свершений. Нужно бороться по мере своих сил. Нельзя не бороться. И тот, кто действительно, хочет обойтись без мытарств, пусть последует примеру разбойника, о котором мы говорили выше. Повторю, что никаких добрых дел он не совершал, никакими подвигами не прославился. Это был злодей и убийца, и его руки были запачканы кровью.

Но он глубоко осознал свою греховность, искренне раскаялся и смирился. Тот человек, который смирится, как разбойник, так же войдёт в Царство Небесное. Причём моментально. Иисус сказал ему: «Сегодня же будешь со Мною в раю». Никаких сорок дней! Никаких мытарств!

Итак, если мы уподобимся этому разбойнику, если мы осознаем, покаемся и смиримся, то сможем обойтись без мытарств. Это несомненно.

Распятие Христа и двух разбойников.
Распятие Христа и двух разбойников.

Ещё статья: Что происходит с человеком, когда душа покидает тело? Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение