В Санкт -Петербурге один из изгибов канала Грибоедова украшает интересное здание, имеющее разноэтажные фасады. Оно имеет сразу два адреса- набережная канала Грибоедова, дом 88-90 и Средняя Подьяческая, дом 2. На канал Грибоедова выходит парадная двухэтажная часть здания, со стороны Средней Подьяческой улицы дом трехэтажный. Уникальность этого здания заключается еще и в том, что выполнено оно в редком для Петербурга стиле венского модерна. Венский модерн просуществовал в Петербурге всего девять лет, был вытеснен северным модерном, а на память о себе оставил в городе на Неве всего несколько зданий, правда два из них- это красивейшие здания на Невском проспекте, ставшие его достопримечательностью- Елисеевский магазин и дом компании "Зингер". Интересующий нас дом на канале Грибоедова, конечно не может сравниться по популярности с доминантами Невского проспекта, но он заслуживает внимания, а его интерьеры поражают своей изысканностью и неповторимостью. Но обо всем по порядку. По традиции начнем наше знакомство с домом с истории места.
Канал Грибоедова ведёт свою историю от существовавшей здесь речки, прозванную за своё извилистое русло Кривушей. Она начиналась двумя рукавами из болота в районе современной площади Искусств. Один рукав (Глухой проток) протекал по направлению Михайловской и Думской улиц, втекая в другой, начинающий свой путь от нынешних площадей Искусств и Конюшенной. Территория вдоль реки Кривуши южнее Невской перспективы стала застраиваться в 1737 году, когда здесь начали выдавать участки служащим морского ведомства. Первоначально застраивался правый берег. В обязанности хозяев входило обустройство берега, отделывание его деревом. Для строительства домов вдоль русла реки вырубался лес, однако царским указом запрещалось рубить здесь дуб, клён и липу. Если эти деревья находились на месте застройки, то их полагалось пересаживать в сады и огороды. В 1739 году исток реки Кривуши был соединён с Мойкой. При правлении Екатерины II по руслу реки был обустроен канал, в 1766 году река Кривуша была официально переименована в Екатерининский канал. Его русло поделили на пять рабочих участков, освоение которых проходило в течение 25 лет. Были проведены работы по углублению дна и укреплению берегов. Берега Екатерининского канала облицовывали в гранит. На время проведения работ был перекрыт Невский проспект. Горожанам приходилось переправляться через канал по временной переправе, сооружённой за Казанским собором, то есть делался изрядный крюк. В 1923 году канал был переименован в честь русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, проживавшего в одном из домов на набережной канала (дом №104).
Средняя Подьяческая улица возникла в первой половине XVIII века. Изначально она носила название Приказная Адмиралтейская улица по находящемуся поблизости Приказу Адмиралтейской верфи. С 1767 года она была переименована во 2-ю Подьяческую улицу по проживавшим в этой части города людям малого сословия, в том числе подьячих (низший административный чин в Русском государстве в XVI — начале XVIII века. Под руководством дьяков подьячие выполняли основную делопроизводственную работу в центральных и местных государственных учреждениях). С 1772 года параллельно появляется название Малая Подьяческая улица. Современное название Средняя Подьяческая улица существует с 1821 года, в связи с перенесением прежнего названия на соседнюю улицу.
Участок земли на углу Средней Подьяческой улицы и набережной Екатерининского канала принадлежал чиновнику управления железных дорог Н. П. Прокофьеву. В 1903 году этот участок был приобретен Первым Общественным собранием. Это собрание было одним из старейших клубов Санкт-Петербурга. Этот клуб "вырос" из Танцевального общества, основанного в 1789 году переселенцами из Германии. Это был своеобразный закрытый клуб для проведения досуга.
Различные собрания начали основываться в Санкт -Петербурге после утверждения в 1762 году Указа Екатерины II, согласно которому всем иностранцам была гарантирована свобода вероисповедания и жизненного уклада. Изначально Первое общественное собрание располагалось в доме Якунчиковых у Синего моста. Кроме танцевальных вечеров, собрание устраивало спектакли и концерты, проводило лекции и беседы. Оно оказывало помощь сиротам и вдовам. Одной из главных целей Собрание считало "доставить членам своим, их семействам и гостям возможность проводить время с приятностью и пользою".
Свой первый адрес Собрание было вынуждено покинуть, когда Якунчиков принял решение предоставить свой дом канцеляриям Комитета министров, размещавшегося рядом, в Мариинском дворце. Вот тогда Собранием и был приобретен участок для строительства собственного здания на Екатерининском канале. В 1906 году по названию канала Собрание было переименовано в "Екатерининское собрание в Санкт-Петербурге".
Интересно, что согласно первоначальному проекту 1904 года, дом на Екатерининском канале должен был выглядеть более традиционно- оба его фасада должны были быть трехэтажными. Со стороны канала вход в здание и балконы не предполагались, вход и балкон были только со стороны Средней Подьяческой улицы. Изначально здание задумывалось как доходный дом с квартирной схемой планировки. Угол дома венчала скульптурная группа, а шпиль башни украшала фигура совы.
Уже в 1905 году появился новый проект здания, которое переставало быть жилым, а предусматривало устройство в нем театра. Согласно этому проекту здание по прежнему имело два трехэтажных фасада. Второй проект был утвержден, и началось строительство, продлившееся два года.
Автором обоих проектов здания и его архитектором стал Оскар Рудольфович Мунц. В проектных и строительных работах он сотрудничал с военным инженером Николаем Васильевичем Смирновым. Получилось так, что и второй его проект здания был не окончательным. Санкт -Петербург в 1903 году случилось очередное наводнение. Екатерининский канал вышел из берегов, его воды затопили все близлежащие здания.
Недолго думая, Собранием было принято решение обрамить цоколь строящегося здания в гранит. Задуманное было воплощено в жизнь, естественно это потребовало дополнительных расходов. Изначально приступили к строительству той части здания, в котором должен был располагаться театральный зал- вдоль Средней Подьяческой улицы. Уже были построены три этажа, и выяснилось, что имеющихся денежных средств на строительство трехэтажного фасада, выходящего на Екатерининский канал не хватает. Тогда было принято решение делать этот фасад двухэтажным. Архитектору и инженеру потребовалась немалая выдумка, чтобы соединить запланированный объем театрального зала с соседним двухэтажным фасадом. В результате со стороны канала появился завышенный ризалит с аркой огромного, превышающего высоту фасада окна. На углу здания появился круглый эркер.
Над эркером ранее находилась скульптурная группа, обращенная к Екатерининскому каналу. Скульптура олицетворяла союз Просвещения, которое возносит горящий факел, Науки, Промышленности и Коммерции.
В настоящее время этой скульптуры нет на здании, она была демонтирована, распилена на части, хранилась в подвале здания, будет ли она воссоздана, пока не известно. Вместо скульптуры над эркером пока находится нечто несуразное.
С 2015 года, когда здание было передано государственной концертной организации "Петербург-Концерт" в нем начались реставрационные работы. Однако, работы по реставрации фасада были проведены с нарушениями, в результате чего в настоящее время оба балкона, выходящие на канал Грибоедова накрыты неприглядной сеткой.
Но все-же здание Екатерининского собрания преобразилось, уже можно полюбоваться интересными деталями его фасада.
Балкон украшают мужская и женская фигуры.
Раньше в здание было два входа. В театральный зал попадали со стороны Средней Подьяческой улице. В настоящее время этот вход закрыт на реставрацию. Рядом с эти входом находится въезд во двор, закрытый историческими воротами. Во дворе находятся служебные флигели.
На фасаде здания сохранились исторические светильники, под которыми можно увидеть вензель "ЕС"- Екатерининское собрание.
Сохранились исторические входные двери и ручки. Откроем же их и начнем наше путешествие в царство модерна.
Мы попадаем в первый вестибюль с двумя массивными дубовыми дверями, сверху остекленных хрусталем.
Входные двери выходят на север, поэтому солнышко сюда не попадает, иначе через верхнее хрустальное остекление можно было бы увидеть радугу.
Вестибюль украшен растительным орнаментом. Здесь можно увидеть растительный орнамент, свойственный модерну- листья яблонь и их плоды- яблоки. Посередине расположен женский профиль в маске.
Через массивные двери мы попадаем во второй вестибюль. Он декорирован только женскими масками в порталах дверей.
В вестибюле находятся две лестницы. Одна из них, узкая, ведет на хоры, а вторая, широкая, ведет в театральные залы.
На первом этаже есть еще одно интересное помещение, нуждающееся в реконструкции, но обладающее красивой сохранившейся лепниной. Для чего предназначалось это помещение и почему его декор выполнен не в стиле модерн, неизвестно. Существует версия, что пышно украшенный барочной лепниной интерьер использовали как курительную. Сейчас это помещение используется, как подсобное. Заглянем туда на минуточку.
Ну а теперь пришло время насладиться изумительной красотой венского модерна. Перед нами самая широкая мраморная лестница в Санкт-Петербурге. В ней присутствуют морские мотивы.
Парапет украшают морские раковины с монограммой "ЕС". Раньше они были вызолочены.
Лестница изначально должна была быть выше на один этаж. Но мы помним, что первоначальный проект был пересмотрен из-за нехватки денег. Наверху расположен большой световой фонарь, свет из которого заливает все пространство лестницы, как-бы образуя световой дворик. Раньше световой фонарь украшали витражи.
В интерьере парадной лестницы использованы пристенные электрические светильники- "аплик". Их обрамляет лепнина, символизирующая морскую волну. Рядом со светильниками своды облицованы плиткой цвета морской волны. Однородно окрашенные плитки здесь- это современные плитки, добавленные при реставрации.
Слева от парадной лестницы находятся огромные окна с витражами. Полностью рассмотреть их с лестницы невозможно- они частично скрыты за аттиком галереи.
Растительный орнамент на парадной лестницы частично повторяет орнамент первого вестибюля. Так же в отделке присутствуют гирлянды из роз. Роза- цветок Венеры служит в модерне символом всего прекрасного, прежде всего, любви и счастья.
Витражи окон украшают бутоны тюльпанов. Тюльпан в модерне символизировал смерть и трагедию. Привлекает внимание распустившийся цветок тюльпана- жизнь победила смерть. При разном освещении краски витражей меняются.
Две ионические колонны украшены кистями винограда.
На парадную лестницу выходят три балконные двери столового зала и три окна театральной лестницы. Отсюда можно попасть в театральный зал и в анфиладу парадных комнат.
Театральная лестница, расположенная параллельно парадной ведет на хоры театрального зала и в анфиладу парадных комнат второго этажа, расположенных вдоль набережной канала Грибоедова.
Начнем осмотр помещений Екатерининского собрания с театрального зала. Ранее этот зал был рассчитан на 660 посадочных мест. В настоящее время в зале проходят концерты, но состояние зала очень удручающее. В нем еще не проведена должная реставрация, были лишь задрапированы тканью стены, под потолком натянута сетка и на пол постелен линолеум . Многие элементы декора театрального зала утрачены, а сохранившиеся находятся в аварийном состоянии.
Ранее зал был декорирован в морской тематике. Его потолок украшал живописный плафон с журавлями. Верхние вентиляционные решетки окружали пучки камыша и лилий. На стенах красовались камыши и русалки, окна обрамляли цветочные гирлянды. Стены были обиты голубым бархатом.
Этот зал имеет большое историческое значение. В нем в 1906 году открылся театр Екатерининского собрания, который стал одним из центров культурной жизни Петербурга. В театральном зале проходили первые репетиции опер и балетов для "Русских сезонов" С. П. Дягелева, ставились спектакли "Кривого зеркала". В этом зале устраивались пышные маскарады, музыкальные и драматические вечера, заседали члены литературного кружка Корнея Чуковского. Режиссер Н. Г. Северский ставил здесь оперетту. В этом зале выступал Федор Шаляпин и танцевала Анна Павлова.
В здании Екатерининского собрания есть малый зал. В нем уже закончены реставрационные работы. Теперь этот зал театральный, а ранее это был столовый зал.
В его декоре используется символ модерна- тюльпан. Центральная часть плафона оформлена переплетенными стеблями с листьями и пучками цветов.
Из столовой можно попасть в анфиладу из пяти гостиных. Для осмотра с экскурсией доступны лишь несколько из них. Когда-то их стены были обтянуты гобеленовыми тканями. От прежнего убранства сохранилась лишь лепнина и камин в одной из комнат. Одна из них декорирована корзиной цветов и венками. Лепнина была раскрашена при проведении последней реставрации. Теперь декор смотрится вычурно.
Углы свода декорированы уникальной лепниной, изображающей складки легкой ткани. К счастью, реставраторы не раскрасили хоть эти элементы декора.
Огромные окна этой гостиной выходят на канал Грибоедова, дверь ведет на балкон, декорированный статуями. Никаких исторических элементов на окнах нет. Совершенно простые рамы и пластиковые белые ручки. Модерн предполагает, что через большие окна днем в здание попадает дневной свет с улицы, а вечером окна здания освещают улицу электрическим светом. Поэтому в зданиях модерна были большие, ничем не завешанные окна, теперь же окна гостиной задрапированы тяжелыми занавесками, не пропускающими свет.
Далее экскурсия проводится в двух гостиных, соединенные застекленным проемом арки.
Потолок первой гостиной декорирован бусами, бантами и цветами.
Декор второй гостиной удивляет. Здесь лепнина изображает побеги мха.
В этой гостиной сохранился исторический камин. Верхняя полка его выполнена из редкого сорта мрамора.
Сохранилось старое изображение этой комнаты. Видно, что ранее она была меблирована диваном и стульями необычных для эпохи очень четких геометрических форм, обитых гобеленом и шелком. В разработке декора и обстановки принимал участие художник Е. Н. фон Фелейзен.
Всегда печально смотреть на старые изображения интерьеров и осознавать, что невозможно вернуть былое. Тем более остро это ощущается, когда наблюдаешь следы неумелой реставрации. Именно неумелая реставрация в Екатерининском собрании навевает большую грусть. В недавно отреставрированной гостиной с камином на потолке уже видны следы протечек. Очень хочется надеется, что в ближайшее время ситуация изменится, и в историческом здании будет произведена качественная реконструкция, например, как в особняке Мясникова.
У Екатерининского собрания была весьма печальная история. Так сложилось, что музам, некогда обитавшим в стенах здания, пришлось на долгие годы покинуть его стены. В начале Первой мировой войны на средства Ф. И. Шаляпина в зале Собрания был устроен 45-й городской лазарет. В 1917 году в доме расположился Клуб работников Народного банка, а в 1919 – Политуправление Балтийского флота. С 1939 году здесь размещалось Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Балтсудопроект», просуществовавшее в здании до 1999 года. В советский период внутренней отделке и архитектуре здания был нанесен значительный ущерб: установлены временные перегородки, заложены проемы, в основном утрачены декоративные элементы интерьеров, лепнина, частично уничтожены витражи, вывезена мебель, люстры, испорчено покрытие полов.
В августе 1999 года здание было передано Лицензионной палате Санкт-Петербурга и находилось на балансе нежилого фонда. Только 2015 году Екатерининское собрание передали под руководство государственной концертной организации "Петербург-Концерт". Это событие стало новым витком развития культурной деятельности в стенах здания. Теперь спустя столетие возрождаются традиции проведения концертно-театральных вечеров на сцене здания Екатерининского собрания.
В настоящее время в Екатерининском собрании можно побывать в составе экскурсионной группы. Экскурсии проводят различные турфирмы.
Регулярно в залах Екатерининского собрания проходят концерты. В одной из гостиных работает буфет. С афишей мероприятий можно познакомиться на сайте "Петербург-Концерта".
- Адрес: набережная канала Грибоедова, дом 88-90