Был у нас в практике интересный спор о признании недействительным договора дарения доли в квартире. Почти год длился судебный процесс.
Суть спора – имеются 3 сособственника-родственника – брат, сестра (уже в возрасте) и сын сестры (взрослый и совершеннолетний), у каждого по 1/3 доли в праве собственности на квартиру.
Брат в квартире не жил больше 10 лет, жил с сожительницей, злоупотреблял алкоголем.
В 2016 г. сожительница умерла, из квартиры ее он съехал, но к родственникам не вернулся. Где он жил, они не знали. Периодически появлялся у них, иногда оставался ночевать, оставлял какие-то вещи.
Он умер в середине 2018 года, родственникам о его смерти сообщила бывшая соседка, при этом уже после похорон. Они не знали, кто его хоронил и на какие деньги. Наследников первой очереди у него не осталось. Наследство в виде 1/3 доли в квартире стала оформлять сестра. В начале 2019 года (за несколько дней до окончания срока принятия наследства) она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Заявление написала, документы нотариусу принесла, и больше чем на год забыла о написанном заявлении, считая, что все в порядке. Однако вспомнив, что не так и не оформила права, снова обратилась к нотариусу. А это был уже 2020 год. И тут выяснилось, что никакого наследства нет. Нотариус сообщил ей, что согласно выписке из Росреестра в 2018 году был зарегистрирован договор дарения доли, заключенный 2016 году между ее братом и неизвестной женщиной. При этом договор зарегистрирован только за 2 недели до смерти брата.
Возникли вопросы:
Кто такая новая собственница?
Кто она наследодателю?
Почему он подарил долю?
Почему не зарегистрировал вовремя переход права?
Ну и наконец, почему 4 года новая собственница не появляется в квартире, дар не принимает?
Сделав кучу запросов по всем клиникам города, получили информацию, что брат умер от рака, а до этого какое-то время находился в отделении паллиативной помощи (т.е. в хосписе).
Мы обратились в суд с иском о признании недействительным договора дарения. Основаниями прописали все, что можно – мнимость, непонимание значения своих действий, несоответствие закону. Т.к. конкретно выяснить, что произошло, можно было только получив документы по запросу суда.
Когда Росреестр представил в суд документы по сделке – стало понятно, что договор действительно подписал брат, а вот заявление на регистрацию права собственности – другой человек. Подпись не совпадает.
Ответчица явилась в суд и дала показания. По ее словам она с 2016 года поддерживала этого мужчину, искала ему работу, помогала деньгами и продуктами, искала ему какое-то жилье, а он в благодарность за это решил подарить ей квартиру. Якобы договор они заключили еще в 2016 году, но договор все 2 года находился у него. И только когда он сильно заболел (обнаружили рак 4 степени и он умер в течении 2 месяцев после обнаружения), он решил зарегистрировать договор. При этом она якобы забирала его из паллиативного отделения, чтобы отвезти в МФЦ (почему-то в г. Березовском).
Также она на суде обмолвилась, что все документы его находились у нее, в том числе паспорт.
Только вот не складывалась картинка – в 2016 году брат жил еще с сожительницей, она умерла скоропостижно уже после заключения договора дарения, еще месяца 3 он жил в ее квартире, пока сын ее не попросил его съехать. Это подтвердил сын сожительницы, который выступил свидетелем в суде. Т.е. в момент заключения договора дарения брату не требовалась никакая помощь с жильем, работой, едой и вещами. Зачем он подписал договор дарения? Стало понятно, что договор если и подписывал брат, то задним числом.
Почему такие сложности – спросите Вы. Почему договор не был оформлен датой перед регистрацией. А вот почему – с июня 2016 года все сделки с долями должны заверены у нотариуса. Т.е. до июня 2016 года можно было заключить договор в простой письменной форме, а вот после – только нотариально. К нотариусу брата не повели (видимо совсем плох был), да и в МФЦ тоже не он обращался, как было выяснено позже.
Провели почерковедческую экспертизу и выяснили, что договор дарения он подписывал, а вот заявление о регистрации права собственности в МФЦ подписывал не он, а кто-то другой с подражанием его подписи. Т.е., имея на руках паспорт, данная гражданка привела похожего на брата мужчину в МФЦ (возможно к знакомой, иначе зачем ехать другой город) и они подали заявление на регистрацию.
Суд, опираясь на выводы почерковедческой экспертизы, приняв также во внимание все доводы и несостыковки, признал договор дарения доли недействительным, и сразу признал право собственности сестры в порядке наследования на эту 1/3 доли в праве собственности.
Так же суд направил представление в следственный комитет в отношении ответчицы с требованием выяснить, не имеется ли в ее действиях состава преступления.
Какое решение приняли следователи – неизвестно. Но сложное и запутанное дело было выиграно. Ответчицей подавалась и апелляционная, и кассационная жалобы, но решение суда осталось в силе.