Найти тему

«МОНРО»: Он, Она и Голос

Театр «Нуар» представил новую постановку в московском ресторане PETTER при полном аншлаге. Спектакль называется «Монро», на сцене трое: Доктор, он же психоаналитик, Норма Джин Бейкер и Мэрилин Монро. Разум, душа и голос. Живая музыка плюс коллаж из фотографий и фрагментов выступлений голливудской дивы на мониторе — оформление истории, разыгранной на троих.

Афиша к премьере спектакля 30 апреля 2023г.
Афиша к премьере спектакля 30 апреля 2023г.

Чего мы не знаем о Мэрилин Монро? Кажется, знаем всё: от блондорановых буклей, родинки на щеке, то появляющейся, то исчезающей, от её pu pu pi du до неудачных беременностей и трагической смерти. Она звезда Голливуда, она символ поп-арта — её портрет растиражирован Энди Уорхолом так же, как изображение банки с томатным супом. Но всё же что-то ускользает от нашего понимания, остается непроницаемым, загадочным в этом притягательном образе, раз уж писатели, журналисты, художники, кинематографисты, театралы настойчиво возвращаются в своем творчестве к её судьбе. Ещё одна попытка деконструировать Мэрилин была предпринята резидентами театра «Нуар». И вот что из этого получилось.

В новой постановке сразу привлекает незакрепленность какой бы то ни было театральной формы. Постановка не поддается жанровой дифференциации. Что это? Спектакль, реприза, стендап, скетч, музыкальный концерт или какая-то иная форма драматического произведения? Зрителям представлен некий разговорный жанр, выдающий себя за эстрадный перфоманс, но глубина и трагичность темы, затронутая проблематика отсылают скорее к психологическому театру. В то же время это не драма — нет развития действия, нет события, нет конфликта — по сути, конфликт вынесен за рамки постановки. О конфликтах герои говорят, вспоминают, но не разыгрывают. Мы видим короткие репризы двух персонажей, одновременно находящихся на сцене: то доктора, то Нормы Джин Бейкер, перемежающиеся музыкальными номерами — исполнительница песен здесь равноправный субъект перфоманса — она голос Мэрилин Монро. Норма и Мэрилин — две сущности одного человека, воплощенные на сцене двумя женщинами — актрисой и певицей.

Следующее, что обращает на себя внимание, — контраст формы и содержания: это театр-кабаре, скрещённый с исповедью. Интересно само по себе сочетание камерности, интимности ситуации — зрителю представлен разговор психоаналитика с пациентом, который при этом упакован в театральную репрезентацию, имеющую черты намеренной демонстративности, площадной экспрессивности. Психоаналитик существует в двух ипостасях, воплощённых одним артистом. Доктор для Нормы Джин Бейкер — для зрителей он ведущий шоу, конферансье. Доктор напрямую обращается и к Норме и к зрителям. Он открыто выплескивает на публику драматические перипетии жизни своей пациентки в виде громких сенсаций для таблоидов. Хотя как доктор он должен был бы хранить врачебную тайну, разглашение которой запрещено законодательно.

Дело в том, что для создателей спектакля Норма Джин уже умерла, остался неразгаданный миф о Мэрилин Монро, случай для исследования историка, антрополога, социолога, биографа и артиста. Создатели обращаются не к жизни Мэрилин, они обращаются к мифу о Мэрилин. Авторы, как и их сценический альтер эго Доктор, берут биографию Монро, уже завершённую, в общих чертах проясненную и всем знакомую, описанную в книгах и показанную на экранах. Для чего им это нужно? Чтобы найти ответы для себя и о себе. Чтобы сделать шоу, которое никогда не закончится, а будет вечно воспроизводиться как миф, в котором главные роли отведены не персонажам на сцене, а зрителям. И дело не в ассоциировании себя с героем, а дело в понимании и сочувствии другому. Чтобы задать прямой вопрос себе и зрителю: понимаю ли я как зритель, что происходит в чужой душе, понимаю ли я, почему сложились обстоятельства таким образом, что кто-то решил добровольно уйти из жизни, думаю ли я вообще про другого человека как думаю о себе? Могу ли я хоть на миг соединиться с Другим, могу ли я понять его? Главный конфликт в случае этой постановки не на сцене между героями, а между героем и зрителем, в каждом из смотрящих.

И выбор Мэрилин как героини для такого диалога со зрителем абсолютно обоснован. Это показательный случай. Ведь многие из нас думают о ней снисходительно. Мы где-то даже убеждены, что эта ничем не выдающаяся женщина просто умела ловко манипулировать мужчинами благодаря яркой внешности, умело использовала обстоятельства — была хваткой и не упускала выгоды, знала, как оказаться в нужное время в нужном месте — тем и завоевала свое звездное положение. Была предпринимателем, а не художником. Любила себя в искусстве, а не искусство в себе. Но в том и дело, что мы так думаем про неё, потому что привыкли мерить всех одной линейкой, привыкли обобщать, подгонять под один стандарт и делить людей на типы. И вот мы рассуждаем: Мэрилин не умная, не утончённая, да и не красивая особо — скорее, хорошенькая, не талантливая. Значит среднестатистическая, нет в ней ничего выдающегося. Просто повезло. Но в том и дело, что она не среднестатистическая. Всех среднестатистических мы знать не знаем. Просто мы не понимаем, с какой "линейкой" подступиться к Монро, чтобы разгадать её, чтобы понять то, что сделало её тем, кем она стала. Как женщина неумная, неталантливая, невыдающаяся стала главной звездой XX века? Мы просто не понимаем, как её классифицировать. Не понимаем, что в ней особенного было, не умеем это определить и назвать. Не умеем раскрыть её для себя, не видим дальше внешности и скандальной биографии. Но всё-таки мы понимаем, что под маской простушки скрывалась другая, трагическая женщина, которая не смирилась со своей жизнью. Жизнью, которой, кажется, можно только завидовать. Напрашивается простой вывод. Мы слишком многого не знаем даже о том, кто знаменит и вроде бы изучен, многократно описан, растиражирован. Да что говорить, мы слишком многого не знаем о самих себе.

У микрофона режиссер-постановщик Владимир Байчер
У микрофона режиссер-постановщик Владимир Байчер

В заключение несколько слов о тех, кто сделал этот необычный спектакль:

  • оригинальный сценарий написала Татьяна Федюшина в соавторстве с Антоном Городецким
  • режиссёр-постановщик, он же художественный руководитель театра «Нуар» — Владимир Байчер
  • режиссёр — Антон Городецкий
  • актеры – Светлана Герасимович, Федор Степанов (Резиденты Центра Михаила Чехова)
  • музыканты – Эдуард Двухименный (контрабас), Дмитрий Яковлев (клавиши), Мари Ануар (вокал)
  • продюсер — Елена Ковальчук

Расписание следующий показов спектакля «МОНРО» и других постановок театра «Нуар» ищите на сайте и в соцсетях:

https://t.me/chekhovcenter

https://chekhov.center