Найти тему

Святитель Нектарий Эгинский: о благородстве, мужестве, малодушии, храбрости, наглости, дерзости, робости, незлобии и о благих и злых людях

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ 

ГЛАВА VI. НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ СТРАСТНОСТИ [ВОЖДЕЛЕВАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ДУШИ] Т. Е. ВОЛИ И ЧУВСТВ 

А. ДОБРОДЕТЕЛИ ВОЛИ

 1. О христианском благородстве, т.е. об Евангельском нравственном совершенстве.

 

Благородство есть добродетель благородного нрава, доброе поведение души в словах и делах. Характерными чертам благородства являются мужественное самосознание, свобода, человеколюбие, благожелательность, любезность, великодушие, величие, благоприличие, отвага, благонамеренность, превосходные манеры, справедливость, правдивость. 

Благородство – это общая добродетель. Благородство и добродетель — два слова-синонима, которые означают одно и то же: благовоспитанность души. Благородство души обнаруживается в ее уподобление Божественному образу, который наполняется благодатью и красотой.

 Благородство есть воистину сияние света образа Божия, изливающегося на добродетельную душу. Благородство есть откровение тайной благодати добродетельной души. Его любили и искали все подвижники добродетели, все мудрецы и философы. Никто не может носить скромное имя добродетельного, мудрого или философа без него [т.е. без благородства].

Григорий Назианзин говорит о благородстве: «Благородство есть соблюдение особенностей образа и уподобление Первообразу, что достигается разумностью, добродетелью и чистыми пожеланиями». 

И он продолжает: «воистину я познал истинное благородство, благочестие и понял, как мы родились и каким образом мы появились на свет». 

Он также говорит: «Одна слава принадлежит роду человеческому: когда он придерживается своего образа и уподобляется Первообразу, насколько это возможно в человеческом плотском состоянии, которое может воспринять только малое воздействие добра».

А Феодорит говорит: «Благородство по добродетелям гораздо более величественно, чем благородство предков».

И Еврипид: «Благородным мне кажется добрый человек. Однако тот, кто не добродетелен, даже если он происходит от самого могущественного отца, которым является Зевс, кажется мне происходящим из злого рода». 

А другой философ говорил: «я знаю одно благородство - добродетель; все остальное это случайность».

 Златоуст же говорит: «Есть только один вид благородства - делать то, что соответствует воле Божией».

2. Образ благородного человека.

Образ благородного человека - изысканное зрелище, ибо от него исходит благодать Божественного образа. Все добродетели сошлись воедино и воплотились в образе благородного человека. Каждая [из добродетелей] выграировала свою красоту в тончайших чертах на образе Божьем, который есть человек.

Образ благородного человека поистине является неповторимым произведением искусства, ибо был создан по подобию Первообраза Божьего. В нем запечатлена Божественная красота.

Первая добродетель по отношению к Божественному - это благочестие. Благородный человек боится Бога и исполняет  Его волю. Изучение Божьего закона является его любимым занятием. И он трудится, чтобы стать добрым, совершенным и угодным Богу. Его мысли направляются благоразумием, которое регулирует его речь и упорядочивает и его решения. Оно воспитывает хорошие манеры, направляет движения, определяет шаги, оно указывает верный путь и направляет жизненную стезю.

Мудрость, рассудительность и знание учат его, где находится истинное счастье, что следует и чего не следует делать, а рассудительность определяет, должна ли душа терпеть или стремиться что-то исправить. Мудрость учит его науке истины и ведет его к пониманию Бога. Благоразумие учит его правильно судить и обо всем иметь [правильное] мнение. Знание ведет его к познанию себя. Его воля управляет его мыслями, и его воля соединена с Божественной волей. Нравственное мужество защищает его душу и соделывает его неутомимым атлетом добродетели и доблестным воином правды и истины.

Он переносит боль, мужественно справляется со всеми жизненными происшествиями, проявляя сдержанность перед лицом удовольствия, пожелания, печали и гнева и вообще противится всему, что может привести душу к повреждению или обману. Его стойкость учит его претерпевать скорби ради добра, упорно трудиться на благо и мужественно переносить бедствия и страдания. Великодушие научило его мыслить и совершать великие и смелые поступки. Щедрость научила его обильно снабжать своим добром тех, кто просит у него помощи. Великодушие соделало его долготерпеливым и прощающим.

Любовь повелела ему забыть происходившее с ним зло, но преодолевать его, как и обиды через милосердие. Нравственное великодушие показало ему, что он смотрит выше видимого мира и не приписывает ему никакой ценности по отношению к невидимому. Нравственно-благородного человека не тревожит никакая страсть. Ни грехи нечистых людей против него, возбуждающие его душу до гнева, ни что-либо другое низкое не может поколебать его ума.

Он настолько недосягаем для низменных страстей, что они не в силах даже взглянуть на него. Его нравственная сила делает его победителем во всем и, прежде всего, в обидах, которые на него надвигаются. Мужество дает ему эту силу, чтобы он смело говорил о добре, благе, справедливости и истине. И когда он отстаивает их, он не боится никакого человека, и не уклоняется нии не уклоняется ни от какой трудности, которая может возникнуть. Благоразумие украшает нравы такого человека. Это проявляется в силе, в освященности души, в которой нет страстей, в воздержании, во владычестве духа и в свободе души.

Действительно, целомудрие обеспечивает ему чистоту ума и сердца. Оно украшает венцом девства тех, кто посвящен Богу и соделывает их земными ангелами.

 Таков образ истинно благородного человека.

3. О мужестве.

Мужество заключается в том, чтобы не быть застигнутым врасплох страхом смерти и паники, иметь мужество в невзгодах, смелость в опасности и [быть готовым] скорее умереть за добро, чем спастись подлыми средствами.

Мне кажется, что тот, кто побеждает свои желания, мужественнее того, кто побеждает в войне, потому что победить самого себя труднее. Мужественным является не только тот, кто имеет силы для борьбы, но и тот, кто кто с силой сопротивляется удовольствиям. Часто многие побеждают в войнах, но подчиняются удовольствиям.

Мужество - это привычка души оставаться непоколебимой и неподвижной перед перед лицом страха. Это боевое мужество, наука о том, как устоять в тот час когда с тобой сражаются. Это сдержанность души перед лицом страха и страданий. Мужество служит мудрости. Великое мужество проявляется в момент ожидания смерти. Это - привычка спокойно мыслить перед лицом опасности. Это - чистота, которая противостоит опасности, сохраняя терпение в приобретении добродетели. Это есть спокойствие души перед лицом страданий и мужество перед лицом того, что приходит само собой.

Мужество - это избавление от неведомых надумываний о страданиях. Мужество - это опыт брани и привычка, которая остается непоколебимой в соблюдении закона (Платон, условия).

4. Образ нравственно-мужественного [человека]

 Нравственное мужество – это добродетель, которая проявляется как нравственная сила, которая ставит того, кто победил над всеми неблагоприятными обстоятельствами и приключениями жизни и [делает его] способным оставаться непреклонным, не поддаваться давлениям от происходящих бедствий, быть твердым в его нравственных и религиозных убеждениях. Закон Божий является для него правило его мыслей и мерой, которой он оценивает все свои действия.

Грядущие страдания нисколько не ослабляют его мужественных воззрений. Никакие искушения, ни материальные, ни моральные не могут сломить твердость его принципов и убеждений. Никакие угрозы не могут одолеть его, никакие потери не могут убедить его принять мнение, противоречащее нравственным принципам Божьего закона. Никакая злоба не может победить нравственную силу души, его нравственное мужество. Оно ведет к вершине добродетелей, оно ведет к мученичеству за истину, оно ведет к к совершенству, оно окружает своих друзей защитным покровом, оно делает их заметными в городе и оно вводит их в Царство Небесное.

Нравственно-мужественный человек является благородным, любителем истины, искренним, храбрым, великодушным, снисходительным, располагающим к себе, терпеливым, обладающим выдержкой, твердым, доброжелательным, готовым отказаться от себя ради других, свободным, достойным и величественным.

Ничто низкое не может войти в его сердце. Его [жизненная] позиция отталкивает злых людей и привлекает добрых, он приносит пользу всем. Он игнорирует месть, воздаяние злом и обиды. Он всегда думает о добре и действует согласно закону Божьему. Нравственно-мужественный человек всегда помнит слова Господа: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10,28).

Климент, описывая особенность нравственного мужества, говорит: «Мужество состоит не только в том, чтобы притерпевать то, что случается от случая к случаю, но и в том, чтобы сдерживать удовольствие и желание, печаль и гнев, и противостоять тем, кто силой или путем обмана, пытается манипулировать вашей душой. Потому что ты должен притерпевать не только пороки и зло, но и притерпевать некие злострадания».

Нравственно-мужественный человек, благословляя Бога всегда и за все, ведет свою жизнь так, чтобы угодить только Богу. 

Блажен человек, приобретший нравственное мужество, ибо он благополучно идет по пути спасения.

5. О нравственном малодушии

Нравственное малодушие - это отсутствие нравственной силы, которое проявляется как уступчивость, покладистость, раболепство, поражение, рабство.

 Нравственное малодушие - это очень большая нравственная немощь; и от нее рождаются все нравственные грехи. Тот, кому не хватает нравственной силы, не только не в состоянии противостоять искушениям, приходящим извне, но и внутренним [искушениям], возникающим в его сердце. Он не способен пребывать в добродетели и отгонять грех. Он признает красоту и изящество добродетели и исповедует уродство и зловоние греха, но он не в состоянии противостоять ему и оставаться непоколебимым в стремлении к добру. Небольшое давление и небольшое испытание одолевают его силы и [побеждают его] храбрость.

 Когда дела идут не очень хорошо, он расстраивается, его душой овладевает внезапное бедствие, он терпит поражение до начала битвы и складывает свое оружие перед сражением. Нравственно-малодушный человек слаб даже тогда, когда ведется война против врагов его страны, потому что он труслив и любит свою жизнь. Он всегда уступает, чтобы спасти себя или не рисковать чем-либо. Он боится, как бы не потерять что-либо из своего имущества и не лишиться своего благополучия, он трепещет, как бы не навредили его здоровью, и убегает, чтобы не быть убитым в каком-нибудь конфликте. 

 

Тот, у кого нет нравственной силы, жертвует интересами других ради своих интересов. Свои интересы он считает более важными, чем общие. Он предает свою страну, жертвует святым и священным, чтобы никакое зло его не коснулось. Тот, у кого нет нравственной силы, когда его одолевают грех и злоба, становится очень злым, вредным и опасным для всех. Тот, кому недостает нравственного мужества, должен быть отвергнут всеми как трусливый, малодушный и подлый.

6. О храбрости и наглости

 Храбрость есть движение души, которая с разумной умеренностью совершает смелые поступки. Наглость же есть бездумное движение души к тому, что ей не по силам. Храбрый действует с осознанием величины опасности и, рассчитывая ее, набирается мужества. Наглый же, пока он не ведает о величине опасности, действует, не задумываясь о ней. Храбрый человек, когда он идет на битву, не трусит, не отступает и не отворачивается, но упорствует, сражаясь и борясь с мужеством, чтобы довести ее до конца. Он может пасть, сражаясь за страну, за святое и священное, за справедливость истины, но он никогда не сдается и не отклоняется. А наглый идет на битву, но как только увидит смерть, изумляется и пугается, отступает и бежит, как беглец, заботясь о том, как бы спастись.

Храбрый человек является мужественным, смелым, великодушным, благоразумным, а наглый человек является трусливым, робким, малодушным и глупым.

7. О трусости. 

 Трусость есть страсть больной души, одержимой страхом. Трусость есть малодушие, дерзость, недостаток воинского мужества, неустойчивость души, сотрясаемой грядущими страшными страданиями. Это малодушие при самой возможности опасности, неопытность в борьбе, отсутствие привычки спокойно мыслить перед лицом опасности, отсутствие нравственного благоразумия, отсутствие нравственной стойкости, слабость ума и склонность к нечистым делам. Трусость порабощает свободного и тот, кто связан ею, становится предателем своей страны. Она толкает его к презрению и бесчестию, убеждает его пренебрегать законами своей страны, побуждает его к дезертирству, побуждает его не уважать Божественное, святое и священное. Трусливый человек - малодушен, ничтожен, недостоин слов, груб, раболепен, развратен, эгоистичен, себялюбив. Спасение и освобождение себя от опасностей он ставит превыше всего, даже [превыше] славы и свободы своей страны. Трусливый является позором для своей страны.

8. О смелости, дерзости и робости 

Смелость - это мужественное движение души к совершению добродетели, к добру, благу, справедливости, долгу. А дерзость - это наглость, развязность, безрассудное движение души к необдуманному порыву. Смелость - это добродетель, а дерзость - порок.

Смелый человек - это человек добродетельный, благоразумный, размеренный и любящий правду, он справедлив, служащий благу, добрый, правильный. А дерзкий человек - это человек наглый, хитрый, нахальный, безрассудный, опрометчивый, порывистый, любитель лжи, несправедливый, делатель зла.

Робость же - это трусость, пассивность, отсутствие решительности. Робкий ничего не пытается сделать. Он каждый раз откладывает то, что решил сделать, задерживается в раздумьях, принимает решение и тут же передумывает, снова идет дальше, останавливается. Идет и вдруг отступает, медлит, стыдится и уходит. Робкий остаётся неподвижным, не имеет даже намека на [какое-либо] дело, если оно предполагает опасность.

9. О незлобии 

Незлобие - это чистота сердца и прямота ума. Оно выражает доброту души, восприимчивой ко всякой добродетели. Незлобие противостоит хитрости.

Василий Великий называет незлобием удаление ума от греха и искоренение всякого зла и полное его отсутствие, приобретаемое путем долгой молитвы и изучение добра, так что в этом состоянии ощущаются только слова лукавых мыслей. Незлобие есть благость души, не изменяющаяся злобой, но всегда остающаяся постоянной, неизменной, служащей благу.

Златоуст говорит: «хорошо незлобие, господственно подражание Божественному, ибо Господь чист и свят. Незлобие – это охранение души, очищение ума, вытеснение вредных привычек, тишина помыслов, спокойствие, которое проявляется в выражении лица, мягкость очей, проводник дружбы, мать любви, сродство веры, совершенство справедливости и, конечно же, корень всякой добродетели и основание добра. Оно не знает замысла врага, не допускает ярости гнева, не знает действия злобы, но стоит, как царица, окруженная всеми добродетелями».

10. Образ незлобиваго [человека]

Незлобивый бесхитростен, это тот, кто не имеет злобы, простодушен, справедлив.

Незлобивым святой Дионисий Ареопагит называет того, кто не охватывается злом, того, кто не притворяется, кто не является переменчивым от добра ко злу, но, напротив, подобно Богу, является доброжелательным к делающим зло через свою великую доброту, призывая их к тому же.

Незлобивый не совершает злых дел. Но он предстоит перед лицом Божиим не только внешний порядочностью и в одеянии добра, но, прежде всего, имея непорочное сердце, и, таким образом,  становится заметным. Незлобивый благословен Богом, который причисляет его к ликам праведников. Он любим Господом и стоит рядом с Ним с полным доверием. Бог прославляет его во все дни его жизни.

11. Образ благого человека. 

 Благ тот, кто совершенен в добродетели. Он всегда хочет блага, но платит добром за зло. Бог стоит рядом с благим и покрывает его во все дни жизни его. Благой человек всегда старается делать добро, показывая благую надежду. Однако он мужественно терпит то, что Бог посылает ему. Благой человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе. Поэтому уста его говорят от избытка сердца его (Лк.6,45).

 

 Награда благого за добродетель состоит в том, чтобы по благодати уподобиться Богу и сиять Его чистейшим светом. Его образ жизни принят Господом, и поэтому его враги становятся ему друзьями.

Бог дает благому человеку мудрость, знание и благоразумие. Для благого человека даже случающаяся грубость приносит спокойствие, благодаря общему благу. Благость подобна самым ароматным благовониям, ибо как они своим благоуханием покрывают окружающий воздух, так и присутствие благого человека приносит пользу тем, кто находится рядом с ним. Благой всеми любим, и друзья Божьи бегут к нему. Благой человек является избранным сосудом Божиим, потому что он очистил себя от всякого зла. Благой человек является образом Божиим, потому что он получил подобие с того момента, как стал совершенным в добродетели.

 Благословен благой человек!

12. Образ злого человека.

 Злой человек глуп, потому что зло есть глупость и лишение света, освещающего разум. Злой, прежде всего, вредит себе, потому что злые дела, причиняемые им [другим], прежде всего подтачивают и подрывают его собственную жизнь и счастье. Злой является глупцом, потому что он оставил Бога и последовал за лукавым, приравняв себя к нему. Он сотрудничает со злом и работает с ним для ниспровержения добра. Он искал радости в зле, а нашел страдания и бедствия. Он искал счастье, а нашел несчастье. Он искал блаженства, а нашел полное несчастье.

Злой человек изгнал страх Божий из своего сердца и возненавидел Его закон. Он творит зло, потому что его испорченное сердце находит в этом временное удовольствие. В конце концов, изучение и совершение зла становится радостью и удовольствием для его сердца. Но какое удовольствие? Какое наслаждение? Удовольствие, полное страха, и наслаждение полное смятения.

Разум и сердце злого [человека] непрестанно страдают. Ум сокрушается, пытаясь придумать более совершенный способ, чтобы непременно достичь зла, которого он так желает. Его сердце постоянно волнуется от его пороков, как бурное море, и непрерывные порывы неутихающих страстей, как яростные порывы ветра, глубоко сотрясают его. Все его деяния несут на себе печать труда, мучений и ужаса. Свет дня тревожит его. Злой [человек] избегает дневного света, как зверь, и ищет убежища, чтобы укрыться в темных пещерах, в подземных тайниках и темных укрытиях, под защитой густого ночного мрака.

Злой, как делатель зла, день и ночь трудится для него, не раскаиваясь, и таким образом, получает награду [за это] в виде вечного ада.

Злой человек глуп, потому что отрекся от благого и лёгкого бремени Господа и взял на себя тяжелое иго дьявола и его бремя. Он отверг человеколюбивого Бога и отдался в волю дьяволу, являющемуся тираном-убийцей и демоном-ненавистником.

Злой безрассуден, потому что он думает, что обманывает и избегает Божественного суда, который висит над над его головой. За ним наблюдает взор Божественного Судии, и каждый его поступок взвешивается на весах Божественного правосудия, которое однажды осудит его за его поступки и воздаст ему за его деяния. Злой человек глуп, потому что он сам провоцирует гнев Божий, который готовит для него, как вечную обитель, преисподнюю, Тартар и Ад. Ибо вместо фальшивой монеты он обменял свое сокровище на поддельные, иллюзорные и временные удовольствия, ради которых он пожертвовал своим вечным блаженством, миром своего сердца и спокойствием своего духа. Он глуп, потому что влюбился в нечестие, которое опьянило его и сделало своим рабом.

Он является глупцом, потому что полностью отдался злу, которое ослепило его глаза, чтобы он не мог видеть, заглушило его слух, чтобы он не предстал перед образом добра и не полюбил его, и не мог слышать Божественного голоса, который зовет его вернуться и спастись.

Несчастный человек! Его нечестие ведет его на дно преисподней и как поток, уничтожит его. Его ноги быстро ведут его к погибели.

Уста его будут богохульствовать. Сердце его помышляет о нечестии, и разум его рождает нечестие.

Руки его готовы схватить, глаза его готовы смотреть и омрачать добро. Он собирает для себя все злое, в устах его горит огонь. Глупость преследует стези его, и сердце его обвиняет собственного

Бога.

Злой человек поистине жалок и несчастен.

Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!.

Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.

Иерей Александр Сергеев