Найти тему

Освободительная борьба вьетов против империи Хань - образование независимого государства Вансуан

Ханьские чиновники как эксплуататоры вьетов

После поражения восстания сестёр Чынг ханьские императоры восстановили свою власть в землях вьетов. Императив их политики - ассимиляция вьетов.

Проводники этой политики - наместник (ци ши) и правители трех округов (тайшоу). Наследственный порядок местных лак тхыонгов в уездах ликвидировали. Китайские чиновники стали во главе 56 уездов. В каждом из них строились крепости с гарнизонами из китайских солдат. Применялось только ханьское законодательство, местные законы упразднили.

Однако из-за недостаточности сил, местные законы так и остались в действии. Китайцы ничего не могли с этим сделать.

Но основная беда для вьетов была не от законов. Беспредел творила родня китайских чиновников, которые привозили с собой всю родню. Их обеспечение ложилось тяжелым грузом на крестьян и ремесленников.

После того, как в Поднебесной начался период Троецарствия (феодальная междоусобица) вьеты стал терпеть еще больший произвол от китайских чиновников. Тех, уже не могла сдержать и центральная власть. Чиновники заставляли вьетов не только платить налоги, но и совершать опасную охоту на слонов, носорогов, ловить птиц, нырять за раковинами, добывать кораллы.

  • «в Зяоти наместники в большинстве своем всегда были отъявленными мошенниками. Они угодничали перед вышестоящими, а народ обдирали до нитки. Набив карманы, тут же начинали требовать себе замену и проситься назад, в Китай» - писал один из хронистов империи Хань
Ханьские чиновники как эксплуататоры вьетов После поражения восстания сестёр Чынг ханьские императоры восстановили свою власть в землях вьетов. Императив их политики - ассимиляция вьетов.

Социально-экономическое развитие Вьетнама при империи Хань

Несмотря на гнет имперских чиновников вьеты не опускали рук. Они активно включились в экономические связи с Хань, Индией, и другими странами Индокитая.

  • В сельском хозяйстве широко распространяются железные орудия. Буйволы становятся основной тягловой силой. Широко применяются удобрения. Вьетнамские крестьяне придумали эффективный способ защиты плодовых деревьев от вредителей - разводили колонии желтых муравьев, которые жили на ветках.
  • вьетнамские ремесленники научились у китайцев изготавливать изделия из глазурованной глины, фарфоро-фаянсовые предметы. Кирпичники стали изготавливать кирпичи с золотой или изумрудной глазурью. Вьетские женщины изобрели способ изготовления ткани из волокон бамбука и стволов бананов. Этого не умели даже китайцы. Особым спросом пользовалась вьетнамская бумага из ароматного алойного дерева.
  • Для торговли с Южным Китаем появились двухпалубные и многовесельные шхуны. Чтобы обезопасить ценные грузы, которые могли потонуть в море построили дорогу, шедшую до Гуанси.

Всеми этими экономическими процессами руководили две силы:

  • китайские помещики из разбогатевших военных
  • бывшие аристократы, не потерявшие влияния во вьетнамской глубинке
Ханьские чиновники как эксплуататоры вьетов После поражения восстания сестёр Чынг ханьские императоры восстановили свою власть в землях вьетов. Императив их политики - ассимиляция вьетов.-2

Восстание Чьеу Тхи Чинь

После восстания сестер Чынг в начале I века н.э. наступило вековое затишье. Но, в 144 году в Кыутяне восставшие разрушили крепостные укрепления ханьского гарнизона. Это стало отправной точкой для череды убийств начальников уездов, округов. В некоторых уездах повстанцы надолго стали брать власть в свои руки. Причем к ним присоединялись как гарнизонные войска из вьетнамцев, так и китайцев.

Одним из таких восстаний является восстание вьетки из аристократического рода Чьеу Тхи Чинь. Во вьетнамской историографии оно переоценено. В китайских источниках о нем упоминается вкупе с другими восстаниями. Причем о Чьеу Тхи Чинь
не говорится.

Чьеу Тхи Чинь была девушка огромного роса в 2,7 м, с большими женскими прелестями, которые она перекидывала с одного плеча на другое во время битвы. В ссоре убила сестру, и видимо испытывая моральные угрызения решила искупить вину, подняв восстание против ханьцев в 19 лет, в 248 году.

В боях убили сами наместника. Против Чьеу Тхи Чинь послали 8 тысяч отборных китайских солдат, которые окружили девушку на холме. В бою она и погибла, сидя на спине своего любимого слона.

  • В китайских летописях Чьеу Тхи Чинь не упоминается; все известные нам сведения о ней исходят из вьетнамских источников. Отсюда ясно, что события 248 года запомнились сторонам по-разному: китайцы записали только свой успех в подкупе лидеров восстания дарами и обещаниями. Восстание госпожи Чьеу было для них лишь упрямым варварством, которое, естественно, было искоренено, и исторического интереса не представляло. С другой стороны, вьеты помнили госпожу Чьеу и восстание как самое важное событие тех времён. Традиционный образ Чьеу — выдающаяся, но человечная предводительница, перебрасывающая свои груди через плечо и вступающая в битву на слоне — передавался из поколения в поколения. После смерти духу Чьеу Тхи Чинь стали поклоняться. Мы знаем о ней лишь потому, что её запомнил народ - профессор Кейт Тейлор

Что интересно, Чьеу Тхи Чинь любила говорить: «Я готова оседлать ураган, усмирить злые волны, отсечь голову чудовищу из Южно-Китайского моря, изгнать вояк династии У, искоренить рабство, но не намерена гнуть спину в служанках или наложницах!». Правда, какой мужик осмелился бы перечить такой гром-бабе?

Ханьские чиновники как эксплуататоры вьетов После поражения восстания сестёр Чынг ханьские императоры восстановили свою власть в землях вьетов. Императив их политики - ассимиляция вьетов.-3

Несмотря на усиливающееся сопротивление китайские чиновники продолжали грабить народ. Так, в 262 году для строительства императорского дворца в Нанкине забрали лучших ремесленников, собрали всех павлинов и большую часть свиней на прокорм рабочих. Это вызвало новое восстание.

Восстания охватили всю территорию Северного Вьетнама. К повстанцам-вьетам присоединялись остатки повстанческих армий с юга Китая. Южные китайцы и вьеты стали вместе бороться против произвола китайской власти.

Образование вьетнамского государства Вансуан в середине VI века

После падения империи Хань в начале III века Поднебесная вступила в затяжной период раздробленности. В начале VI века в Южном Китае господствовала китайская династия Лян.

Его материальные ресурсы были слабыми. Поэтому, династия жила за счет грабежа своего и соседнего народов. В том числе Вьетнама. Территории вьетов поделили на множество мелких уездов, где кормились многочисленные китайские чиновники и их родня. Грабеж был неслыханным. Надо было платить даже за деревце, которое достигло одного метра высотой. А еще сотни других налогов.

Такое положение дел возмутило даже аристократическую верхушку, которая ранее была лояльна китайской власти.

Одним из таких аристократов был Ли Би. Он служил чиновником в администрации, и военным инспектором. Но, поняв что служит поработителям отказался от государственной службы и стал готовить восстание.

Весной 542 года началось мощное антиправительственное выступление. Повстанцы за три месяца очистили все земли вьетов. В течение двух лет повстанцы успешно отбивали все атаки китайцев. А в январе 544 года Ли Би объявил о создании государства Вансуан, провозгласил себя «императором страны Юга» («Нам-дэ»), взял титул правления — «Ли Нам-дэ».

Но в 548 году Вансуан был покорен войсками Лян. Император умер. Однако, основные силы сохранились и создали базы в горном приграничье с Лаосом, а также в болотистом районе Зачать. В 550 году, когда основные китайские силы покинули Вьетнам повстанцы снова освободили страну. Однако, как всегда бывает, повстанцы не смогли договориться между собой и Вансуан поделен на несколько враждебных друг к другу частей.

В 603 году, объединившая Поднебесную династия Суй вновь покорила Вьетнам.