Кроме смеха...
Современным женщинам, коротко стригущим волосы наравне с мужчинами он, думается, без надобности. Хотя ещё можно узреть и у дам двадцать первого века причёски с длинными волосами и даже красивые косы (искусственные во внимание не берутся!).
Как ни странно, «подзатыльник» был весьма уважаем у наших предков…в женской одежде.
Будете в столице, в её государственном историческом музее, обратите внимание на экспозицию, где «прячется» женский подзатыльник времён Александра Сергеевича Пушкина, то есть первой половины девятнадцатого века.
Взгляните повнимательней на музейные (или на картинах отечественных живописцев) головные уборы восточнославянских замужних женщин. И вы поймёте, что именно подзатыльник считался важной принадлежностью русской сороки – древнего женского головного убора. А нередко – и кокошника. Старинного головного убора замужней женщины. Название последнего образовано от слова «кокошь» — «курица». Считается, что этот термин прижился из-за особой формы убора, напоминающей куриный гребень.
Как же выглядел женский подзатыльник?
Во-первых, это отдельный четырехугольный кусок цветной ткани, чаще всего малинового бархата, расшитый золотом и серебром и наклеенный на липовую кору (либо сплетенный из бисера). Длина его сторон доходит иногда до сорока сантиметров. Он надевается на затылок и прикрепляется лентами.
Всё существовавшее разнообразие женских головных уборов восточнославянских женщин можно, вероятно, свести к четырём основным типам, из которых они, очевидно, развились. Это платок, чепец, шапка и девичий венец.
Эволюция женского головного убора на Руси в значительной мере обусловлена религиозными воззрениями.
В православии с давних пор было принято, чтобы замужняя женщина тщательно закрывала свои волосы от постороннего взора. Ну, а если вдруг замужняя женщина случайно или нарочно приоткрывала волосы, хотя бы одну прядь волос? Это считалось величайшим позором и для неё и для её близких.
Таким образом, если спереди волосы укладывались под головной убор, то сзади прикрывались при помощи подзатыльника.
Кстати, в древние времена (и не только на Руси) стригли и брили волосы лишь блудницы. Так считала общественность. Стричь волосы было позором, а длинные волосы молодых женщин слыли символом добродетели. Замужних женщин с распущенными, неприкрытыми, волосами называли распутницами. Или иначе – «простоволосыми». Речь именно о женщинах с непокрытой головой, с распущенными волосами.
С приснопамятных времён Священное писание, Евангелие предписывает женщинам находится в храмах с покрытой головой, в головных уборах, в платках (про юбки и брюки отдельный разговор). Другой вопрос, во всех ли государствах и все ли женщины следуют этим традициям?!
Из дореволюционной православной Руси кроме «подзатыльника» пришло к нам и выражение «дергать за косу». То есть «привлекать внимание», «хулиганить». А если проказы заходили слишком далеко и с женщины сорвали платок на улице или, упаси Бог, насильно остригли её, чтобы опозорить перед честными людьми, за это полагалось серьёзное наказание.
Первые удары по древнерусской традиции нанёс, как известно, «европеизированный» царь Пётр Первый (Пётр Великий).
Вспомним в качестве наглядной иллюстрации европейских петровских реформ в России незавершённый исторический роман Алексея Толстого «Пётр Первый»: «У ворот Китая и Белого города прибили второй царский указ: «Боярам, царедворцам, служилым людям, приказным и торговым ходить отныне и безотменно в венгерском платье, весной же, когда станет от морозов легче, носить саксонские кафтаны». На крюках вывесили эти кафтаны и шляпы. Солдаты, охранявшие их, говорили, что скоро-де прикажут всем купчихам, стрельчихам, посадским женкам, попадьям и дьяконицам ходить простоволосыми, в немецких коротких юбках и под платьем накладывать на бока китовые ребра... У ворот стояли толпы в смущении, в смутном страхе».
Учит ли нас родная история чему-нибудь? Помним ли мы многие полезные (душеспасительные) традиции нашего единственного родного Отечества?!
#Подзатыльник #ЖенскийголовнойуборРуси #Православие # Евпропеизация #ПётрПервый #Реформы Петра