Февраль 1945 года. Англосаксы не на всех направлениях успели выйти к Рейну, а советские войска уже форсировали Одер. Прошло совсем немного времени, и без особого сопротивления союзники успели захватить Запад Германии, а советским войскам до столицы рейха осталось всего километров шестьдесят.
Казалось бы, присвоить себе лавры победителей союзники имели все шансы, и учитывая их уровень амбиций могли ими воспользоваться. Но почему не стали? Давайте разбираться вместе. Читайте до конца, будет очень интересно!
Британцы были не совсем просты
Кому уж очень хотелось остаться в истории как главный победитель, так это Черчиллю. Еще в конце марта он пытался договориться с американцами и даже отправил депешу генералу Эйзенхауэру.
Он подробно расписывал почему взятие Берлина является приоритетной задачей. Более того, он опасался того, что после взятия Вены и в случае взятия Берлина СССР, позиции стран пошатнуться и писал:
«Если мы сознательно оставим им Берлин, хотя могли бы его взять, то такое двойное событие может укрепить их убеждение,… что всё сделано ими».
Более того, к двенадцатому апрелю американцы были всего в ста двадцати километров от Берлина. Но почему они не решились брать столицу рейха? Весьма загадочен этот факт и потому, что немцы настолько боялись русских, что готовы были сдаваться американцам.
Силенок маловато
Оценивая, как продвигались основные силы СССР и союзников нужно обращаться внимания не только на флажки и даты. Например, в сотне с небольших километров от Берлина 12 апреля был только небольшой кусок американской армии.
Основной костяк оказался далеко позади, а значит и операция по взятию Берлина для американцев могла быть опасной. Самая большая группировка солдат вермахта была брошена на защиту столицы.
Добавим сюда и непредсказуемость поведения немцев. Если возле Рейна союзным силам они почти не сопротивлялись, поскольку понимали численный перевес противников, то в Берлине могли биться до последней крови. И вот тут открывается печальная правда о бравых американских вояках.
Поджали хвост
Эйзенхауэр был достаточно храбр, но без согласия генерала Брэдли и фельдмаршала британцев Монтгомери принимать решение был не готов. Брэдли вынужден был честно признаться, что подойти к столице вермахта раньше СССР он сможет, вот только операция по взятию будет как минимум непростой.
С запада огромное количество озер, рек, каналов, которые станут дополнительным препятствием для продвижения. Да еще и потери могут составить не менее сотни тысяч военных.
Что ответил Эйзенхауэр?
«Слишком высокая цена за престижную цель, особенно если учесть, что нам потом придётся отойти и уступить место другим парням».
А между тем, русских солдат во время взятия Берлина пало более 200 тысяч. Как же решили хваленые бравые американские ребята? Они решили выбрать более простые цели в виде Киля и Гамбурга. Там же безопаснее.
Как Сталин всех надул
Операция по взятию Берлина началась еще 16 апреля. Вот только урвать свой кусок пирога американцы мечтали. Уже в конце марта Эйзенхауэр отправлял послание Иосифу Виссарионовичу и отмечал, что важно координировать цели и согласовывать планы. Уверял он, и что Дрезден важнее, чем Берлин, предлагая брать его в последнюю очередь.
Как поступил Иосиф Виссарионович? Согласился с такими словами американского полководца и подчеркнул важность разделения рейха на зоны влияния. А сам планировал взятие Берлина.
Черчилль чувствовал подвох и всех убеждал, что русские нацелились на Берлин, но обманывают американца. Вот только и послание американцев Сталин мог рассматривать как скрытое желание оставить себе трофей в виде Берлина. Но и это еще не все о смелости американцев…
Дайте хоть что-то
О том какие зоны оккупации в Берлине будут закреплены за 4 странами победительницами (и почему 4 отдельный вопрос) договорились еще в Ялте. Более того, прописали, что кто бы не взял Берлин зоны влияния, поделят между всеми.
Союзники хотели получить аж семьдесят процентов площади. Отсюда и слова Эйзенхауэра, который не сильно хотел терять силы и делиться с кем-то добычей.
Почему именно союзники настолько побоялись брать Берлин?
Скорее всего место имело сразу несколько факторов. И все же мне кажется, что больше всего американцы и британцы боялись потерпеть сокрушительный удар и показать свои реальные возможности в решающем бою.