Найти тему

Психолгия боли # 2

Оглавление

Здравствуйте, друзья!

Представляю вашему вниманию цикл психологических новелл о людях испытывающих по жизни психологические проблемы, но нашедших силы справиться со свой болью при помощи психотерапии.

Имена, описываемые события, диалоги героев изменены и написаны с их разрешения. Любые совпадения - случайны.

Психологические проблемы могут догнать в самых неожиданных ситуациях.
Психологические проблемы могут догнать в самых неожиданных ситуациях.

История Юлии

За окном идёт дождь. В такую погоду пациенты стараются найти предлог для переноса сессии. Но для моей новой знакомой Юлии дождь был не важен.

Ровно в назначенное время в дверь постучали. В кабинет вошла женщина лет сорока. Она немного замешкалась, но после приглашения присесть выбрала кресло у окна. Я села напротив неё и подумала о том, что мне не будет видно её лица. Мне будут плохо понятны её реакции. Я включила торшер. Женщина засмущалась. И я подумала, что она специально села так, чтобы я не видела её лица.
- можно воды? - спросила женщина.
- да, конечно

Подойдя к кулеру, у меня возникла мысль: как-то уж профессионально она себя ведёт. Манипулирует мной: села у окна, отправила меня за водой. Может, волнуется или хочет уйти, а может, проговаривает приготовленную речь. Надо её спровоцировать.

- Юля, а какой психологический ВУЗ заканчивали, - спросила я, смотря ей в глаза. Женщина смутилась, но быстро собралась.
- МППГУ, психолог-педагог.
- так Вам нужна психологическая помощь или супервизия?
- я хочу разобрать отдельный случай. Он сильно меня мучает.
- опишите пожалуйста саму ситуацию или реакцию, которая Вас так мучает.

Переживания негативного опыта активизирует разрушающие стороны личности.
Переживания негативного опыта активизирует разрушающие стороны личности.

Случай который повлиял на всю мою жизнь произошёл шесть лет назад.
Я проходила участие в программе по повышению квалификации. Участники группы были настолько разными, что я подумала: а туда ли я попала?

Моё желание укрепилось, когда я узнала, что в группе присутствуют люди, совершенно не имеющие отношения к ни к психологии, ни к педагогике. Меня всегда бесит, когда люди приходят не понимая куда идут. Для меня это означает, что такое человек одновременно становится "моим коллегой" по причине того, что он получает такую же бумажку о повышения квалификации. Это обесценивает меня и мою профессию. Я чувствую свою бесполезность.

Она замолчала, отстранилась. Глаза были грустными, и она слегка нахмурилась.
- немного отвлеклась, извините, я продолжу.

...итак, во время обучения я ходила в кафе рядом с институтом. Туда же приходили и другие слушатели. Вот так я оказалась за одним столом с Дариной, Светланой и Валентиной.

Светлана, студентка последнего курса психологического института, по моему мнению, была на курсах к месту. А вот что делали Дарина с Валентиной, совершенно не понимаю. Они принадлежали к людям сферы бизнеса. Обе работают в крупных фармакологических компаниях. У них было много общего. В том числе и отношение к другим людям. Но повышать квалификацию они не могли по причине того, что у них эта квалификация отсутствует.

Они ничего не понимали в психологии с профессиональной позиции, но пытались всегда высказать своё мнение. Я понимаю, что такое поведение в бизнес среде называется "чёткая личностная позиция". В моём мире такое нарциссическое реагирование на предполагаемую угрозу из вне. Другими словами, они постоянно ожидают ситуации, что их можно унизить из-за того, что они чего-то не знают и не понимают в теме всего курса. Иными словами, они так психологически защищаются.

Конечно, в ходе этой психологической защиты такие люди сами не замечают, что нарушают границы других людей, обесценивают, даже унижают.

Вот такое для них "естественное поведение" произошло за столиком в кафе. Дарина заявила, что она занимается благотворительностью, поддерживает приют для бездомных собак. Её жизненный опыт проживания в Швейцарии, где отсутствуют такие собаки, диктует ей прививать неразумным соотечественникам похожую практику жизни.

Наши эмоции могут быть причиной мотива действия.
Наши эмоции могут быть причиной мотива действия.

Сидя за чашкой кофе, она протягивала нам телефон, показывала собак, расхваливала их, призывая забрать к себе.

Дело дошло до меня. Я внимательно посмотрела в телефон, и одна из собак показалась мне очень симпатичной, я прониклась к собачонке.
- вот эту собачку я, может быть, и взяла, но мне нужно посоветоваться с мужем, - не совсем уверенно проговорила я.
- ах, нет! - всплеснула руками Дарина, - эта собака уже пристроена.
- а глаза такие грустные и тоскливые, - задумчиво произнесла я.
-
что ты! Эту собаку пристроили в такую семью, она живёт лучше, чем ты!

Когда она закончила эту фразу, в глазах у меня потемнело. Большой тяжёлый камень навалился мне на грудь. Стало трудно дышать.
По всему телу побежал холод.
- если так, то я рада за неё, - произнесла я и вышла в туалетную комнату. Хорошо, что в ней никого не было. Открыв кран умывальника, я тупо смотрела на себя в зеркало. Мне было так нехорошо, что такого я не чувствовала никогда в своей жизни. И только женский голос в голове всё время повторял: "ты живёшь хуже бездомной собаки. Ты живёшь хуже. Ты брошенка, у тебя нет семьи".

На этом Юлия кончила свой рассказ и заплакала. От чистого сердца, навзрыд переживая вновь эту страшную сцену своей жизни.
- я ни кому не говорила, что была беременна, - произнесла она сквозь рыдания.

Немного успокоившись, помяв мокрую от слёз салфетку в руках, она дополнила свой рассказ:

- через три дня у меня произошёл выкидыш. Спасти беременность не смогли. У меня теперь нет детей. Не получается. Врачи говорят, что это психологическая причина. Физически я здорова.

Наши эмоции очень тесно связаны с нашим телом.
Наши эмоции очень тесно связаны с нашим телом.

История Юлии. Взгляд психолога.

В рамках статьи не возможно описать все детали происходившие в период взросления Юлии. Но чтобы понять суть проблемы приведшей молодую женщину к психологическому бесплодию, следует упомянуть важные аспекты её жизни.

Юлия была удочерена в младенчестве. Об этом факте она узнала только благодаря несчастному случаю в подростковом возрасте. После аварии ей потребовалась донорская кровь, но ни мать, ни отец не могли предоставить ей помощь. Так она узнала свою истинную историю, чего не могла простить своим приёмным родителям как она считала предательство.

Казалось бы какая разница. Эти чуткие люди приложили много усилий для твоего взросления и развития, но именно для Юлии, правда в отношениях играет важную роль.

Все годы взросления мама постоянно призывала её к честности и откровенности. Постоянно требовала выполнения чётких жёстких правил и достижения высоких результатов. Благодаря этому наша героиня сформировала свой взгляд на жизнь с позиции чёрно-белого восприятия.

Чёрно-белое мышление - это мышление, сформированное по принципу упрощения: "плохо-хорошо", "друг-враг", "люблю-ненавижу", "прекрасно-ужасно". Третьего в таком способе мышления не дано. Оно плохо поддаётся изменению, с ним возникает множество проблем в коммуникации.

Восприятие мира через призму чёрно-белого мышления не возникает само по себе. Оно формируется за счёт потери спонтанности которая необходима.

Чего мы лишаемся при потере спонтанности? Внутренний мир человека лишается возможности совпадать с действительностью.

Внутренний мир подчинён жёстким внутренним рамкам в которых нет места импровизации и лёгкости. Вся жизнь превращается в борьбу с реальностью и внутренним запретам на удовольствие, лёгкость, компромисс.

Во взрослом возрасте жёсткий характер приводит к постоянному тотальному контролю пространства.

Самые яркие примеры жёстких стандартов:

  • отрицание положительного и подчёркивание негативного
  • подчёркивание недостатков чужих людей
  • сильная фокусировка на собственных недостатках
  • завышенные требования к себе и другим
  • завышенные моральные качества
  • завышенные религиозные предписания
  • чрезмерная обеспокоенность эффективностью
  • перфекционизм
  • трудоголизм
Одно или другое.
Одно или другое.

Наша героиня сопротивлялась жёстким правилам внутри семьи, не заметила, как эти правила стали частью её самой.

Я не призываю к тому, что у детей должна быть вседозволенность, нет. Дело в том, что хаос рождает личность, которая плохо адаптируется в мире. Мы называем такую личность - невротическая. Такая личность плохо понимает, что от неё хотят другие люди и не понимает, что хочет она сама. А вот амбиции, у такой личности, могут быть слишком завышенные.

Эмоциональная сфера страдает сильно. Неудача или ошибка становиться целым испытанием для человека с жёсткими стандартами. Неудовлетворённость чем-то или кем-то постоянно заставляет быть в сильном тонусе. Вся энергия направлена на контроль пространства и достижения "любой ценой".

Мыслительно всё подкрепляется сверхкритиченостью: самообвинениями и требованием от себя лучших результатов.

Именно так начинается конфликт физического тела и личности. Именно он рождает психосоматические проблемы. Психологическое бесплодие Юлии есть следствие такого конфликта.

Переживания рождённые обесцениванием её уклада жизни привёл к выкидышу "собака живёт лучше, чем ты". Провокация вызвала мощную реакцию отрицания, гнева и самоунижения. Всё было выплеснуто на самою себя. Молодая женщина подверглась нарушению её главной ценности в жизни - её места в обществе, социального статуса, уважения со стороны окружающих, успешности. Это были самые главные родительские установки в её жизни.

В заключение,

может ли психотерапия помочь в подобных ситуациях? Да, может. Если набраться мужества и преодолеть страх жить, страх быть уязвимым, страх быть осуждённым, страх быть таким, кокой я есть. Конечно, вся работа может также начаться со страха "стать таким как все", но она того стоит. Самое важное, что может произойти - обретение мира между личностью и объективной реальностью.

Продолжение историй следует...

__________________________

Очные и онлайн консультации, психотерапия для взрослых. Бережно и с уважением! Запись на консультации help-psyho@mail.ru, epika44-skype, @epikalova - telegram

Для всех моих читателей Объективной реальности скидка 10% на онлайн консультации - dzen10