Часто к нам в измерения приходят гости с запросом на книги с иллюстрациями «как раньше», особенно это касается детских книг. Говорят, много добра и теплоты в этих рисунках. И индивидуальности.
Неужели, сейчас так мало иллюстраторов с развитой эмпатией и хорошими техническими навыками?
Попытались разобраться и «откопали» в отделе искусств книги о советской книжной графике.
Чегодаева Мария. Искусство, которое было. Пути русской книжной графики 1936 — 1980
Москва. Галарт
960 ₽
Советская книжная иллюстрация пережила яркий расцвет в 1936–1980-е годы.
Честные талантливые художники поведали об этих десятилетиях сдержанно и просто, часто со скорбью и душевной болью, порой с юмором и остроумной выдумкой, но всегда с бережным вниманием к людям.
Главные качества старой русской и советской иллюстрации, по словам автора, — это образная значительность и глубокая человечность.
Художники вводили в книжную графику психологически сложные «портретные» характеристики героев литературных произведений, разрабатывали режиссерские принципы построения драматического действия, связывающего единой цепью все иллюстрации, а также придавали действенную силу пейзажной и интерьерной среде.
Книжная графика 1910-1930-х годов.
Государственный литературный музей.
636 ₽
Непростое время для истории России парадоксальным образом стало «золотым веком» для советской детской литературы. Книги Чуковского, Маршака, Толстого до сих пор пользуются спросом. А кто–то помнит и фамилии известных иллюстраторов к этим книгам: Анненков, Конашевич, Лебедев.
Цветаева говорила о детской литературе того периода с гордостью, что, наконец появилась «реальность, а не лжефантастика с феями, гномами, цветочками и мотылечками…Если есть в детской литературе бараны, то это именно – бараны. И шерсть у них клочьями, а не завитая у парикмахера».
И авторы, и художники этой эпохи сохранили реализм, но показали свет, выбивающийся из этого реализма, вопреки всему.
Иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова.
Государственный литературный музей.
424 ₽
Достаточно напомнить о картине Врубеля «Демон», и остальные слова будут излишни.
Многие художники обращались к произведениям Лермонтова за вдохновением. Из этого симбиоза получались потрясающие иллюстрации и произведения искусства.
Лермонтова любили за его недосказанность, которую было интересно реконструировать в рисунках.
Например, в книге представлена картина Владимира Бехтеева «Игра в карты» к неоконченной повести «Штосс».
Весь текст повести – сплошная недосказанность. А чем, в итоге, она заканчивается, – остается загадкой. Если не читали, – рекомендуем. Может быть у вас получится найти ключ.
Обложка детской книги советского времени. Коллекция Нины и Вадима Гинзбург.
Арт Волхонка
3400 ₽
Советские художники любили работать над детскими книгами. Потому что эта литература была такой нишей, куда идеология доходила в несколько ослабленном виде.
Каждая книга была шедевром, и внутри — все картинки были одного – высокого – уровня. На это влияло техническое мастерство художников и духовное соединение с автором книги.
Нина и Вадим Гинзбурги собирали коллекцию обложек годами. Иногда, лично знакомились с художниками, или влезали в настоящие детективные истории.
Они пишут, что первоклассных иллюстраторов было настолько много, что, если бы они решили осветить не только обложки книг, но и несколько рисунков, на это бы ушло десять томов по тысяче страниц каждый!
Нам кажется, что сейчас не все так плохо. Заказывая книги, мы видим, как ведется борьба с обезличиванием иллюстраций. Появляются новые имена, которые, опираясь на опыт прошлого, и внося в рисунки современные техники и тенденции, создают что-то очень живое и теплое ❤️