Процесс автомобилизации потребителей в Советском Союзе начался почти сразу после Второй мировой войны. Несмотря на отставание от ведущих западных стран по многим причинам, советское автомобилестроение начало догонять западные технологии и идеи.
Несмотря на то, что Советский Союз пытался наверстать упущенное, отечественные инженеры предлагали весьма интригующие технические решения. По сравнению с современными автомобилями американские автомобили, созданные во второй половине 20 века, в том числе и советского производства, выглядят предельно просто и скромно. В то время функциональность была очень скромной, и в то время датчики почти не устанавливались на машины.
Тем не менее, дизайнеры создали в автомобилях очень интересные и полезные функции. Многие из этих функций были на какое-то время забыты и позже вернулись в эпоху светодиодов и сенсорных экранов.
Автомобильный эконометр продавался во второй половине 20-го века как отдельный аксессуар для самостоятельной установки или добавлялся производителем непосредственно в автомобиль. В те времена эконометр был очень несложным чисто механическим прибором.
Циферблат эконометра был установлен внутри кабины, а единственная приборная трубка была прикреплена к выпускному коллектору двигателя. С помощью такого аппарата автомобилист мог в режиме реального времени оценивать текущий расход топлива и, как следствие, подстраивать свой стиль вождения в сторону большей экономичности.
В Советском Союзе экономеры выпускались для автомобилей Москвич-2140, Москвич-412 и ГАЗ-24.
По принципу действия эконометр подобен манометру. Оба прибора оценивают давление в конкретной среде. Эконометр работает с топливной системой автомобиля; его механизм очень чувствителен к изменению расхода топлива, что вызывает перемещение поршня внутри устройства, что приводит к перемещению стрелки циферблата.
Проще говоря, чем больше топлива сжигает двигатель, тем больше он расширяется, и по мере расширения он перемещает стрелку эконометра в соответствующем направлении. Напротив, чем меньше топлива сжигает двигатель, тем меньше расширяется поршень и соответственно перемещается стрелка эконометра.
Изучив это, автомобилист может принять эффективный стиль вождения, ориентированный на эффективность.
Этот тип устройства особенно полезен на автомагистралях с протяженными дорогами для расчета мгновенного расхода топлива. Эконометер хорошо известен своей способностью повышать эффективность использования топлива автомобилями и предоставлять данные об экономии топлива в режиме реального времени.
Хотя это устройство популярно, интересно отметить, что оно не использовалось в Формуле-1 до 1983 года. Важно подчеркнуть, что в советское время у владельцев автомобилей были разные способы контролировать уровень расхода топлива. Однако ни один из них не был таким полезным и доступным, как эконометр.
Стоит отметить, что Советский Союз не был единственным производителем автомобилей с эконометрами. Эта технология существовала и в западном мире и помогала водителям экономить деньги. Помимо эффективности и практичности, эконометр имел и другие преимущества.
Так называемые «экономные водители» добавляли устройство в свои автомобили, чтобы достичь чувства достижения и выполненного долга. Они стремились потратить наименьшее количество топлива, чтобы преодолеть максимальное расстояние, и это устройство великолепно справилось с этой задачей.
Наряду с этим, эконометр также помогал выявлять технические неисправности и оперативно устранять их при регламентных работах.
Конструкция эконометра была довольно простой. Устройство было доступно как в круглой, так и в прямоугольной формах. Стрелка экономометра имела диапазон до 30 литров на 100 километров.
Еще одним важным элементом прибора была стрелка, главным образом потому, что она предоставляла водителю всю необходимую информацию о расходе топлива автомобилем.
Дизайн был прост отчасти потому, что это было чисто механическое устройство без цифрового или электронного дисплея. Тем не менее, его надежность и эффективность сделали его одним из самых ценных автомобильных аксессуаров всех времен.
Несмотря на свою простоту и эффективность, эконометр считался менее важным, когда производители начали выпускать современные автомобили с несколькими датчиками.
Кроме того, по мере развития технологий в автомобилях все чаще использовался впрыск топлива, из-за чего эконометр постепенно исчезал из поля зрения. Тем не менее, несмотря на появление передовых технологий, эконометр оставался важнейшим устройством для водителей, «возвращающихся к истокам» и ценящих простые вещи.
Экономичная езда требует внимательности, сдержанного использования акселератора и умения сосредоточиться на маршруте. Дополнительная экономия газа складывается, и эконометр помогает водителям добиться этого.
В заключение отметим, что эконометр — это ценное и недооцененное устройство, которое невероятно хорошо выполнило свою задачу, будучи эффективным средством измерения расхода топлива, помогая водителям экономить деньги.
Это было просто, надежно и полезно. Несмотря на то, что в наш век передовых технологий и цифровых приборных панелей эконометр недооценен, он остается очень важным устройством, эффективность и практичность которого нельзя отрицать.