Найти тему

#Беседа. Композитор Сергей Екимов: "Нужно всегда думать о музыке"

Оглавление

Привет, Дзен! В этом году я решила не упускать возможность пообщаться с деятелями культуры и искусства. Работа в этой сфере предоставляет их предостаточно. Тем более, 2023 год - Год педагога и наставника, поэтому моя затея - создание цикла интервью - приобретает особый смысл. Буду выпускать свои беседы под незамысловатым тегом #Беседа.

Мой первый герой - Сергей Екимов, композитор, дирижер с мировым именем. Мы встретились с маэстро в рамках творческой мастерской, проводимой в Калининграде, чтобы поговорить о нём самом, о тенденциях развития хорового движения. Заодно узнали, какой регион является самым поющим, где берет 25-ый час на реализацию всех своих проектов, что его наполняет и вдохновляет.

  • Калининград для него в определенной степени важным рубежом. Областная столица замкнула траекторию его просветительских путешествий с запада на восток. Екимов особенно внимателен к регионам России, что ни посещение – то работа на конкурсах, мастер-классы для хоровых коллективов, распространение современной хоровой литературы, собственных хоровых, симфонических сочинений и общение с профессиональным сообществом.

Устраивайся поудобнее, Дзен. Беседа долгая, но занимательная.

  • Мой любимый блок интервью - КОМОПОЗИТОР VS ДИРИЖЕР
Сергей Екимов
Сергей Екимов

ПУТЬ К ДИСЦИПЛИНЕ

- Сергей Екимов – композитор, дирижер, профессор, декан, просветитель, организатор фестивалей, список того, чем вы занимаетесь, можно продолжать долго. Ваша многогранность впечатляет. Но вопрос не в том, как вы в себе всё умещаете, а как успеваете всё совмещать?

- Я стараюсь быть организованным, но также постоянно ищу 25-ый час. Наверное, во мне есть какой-то ген. Мой отец – директор музыкальной школы, поэтому с детства я видел, как у него всё устроено.

Так сформировалось элементарное понимание, что нельзя опаздывать, нужно решать задачи в рабочее время, все делать вовремя в принципе.

Путь к дисциплине был продолжен в музыкальном училище, в первую очередь, это заслуга преподавателя по хоровому классу. Это выдающийся музыкант нашего времени, профессор консерватории, заслуженный деятель искусств России Борис Георгиевич Абальян. Тогда, будучи заслуженным работником культуры, он руководил смешанным хором, в котором я пел. Опоздать не представлялось возможным, он очень стыдно и больно это обыгрывал. За 4 года я не опоздал ни разу. По такому же принципу сегодня я учу организованности своих студентов. А чтобы всё успевать, я планирую все свои дела, понимаю, что можно отодвинуть на завтра, что нужно сделать сейчас, что уже не могу двигать.

- Вы потомственный музыкант. Это предопределило вашу творческую и профессиональную судьбу? Важно ли в принципе ребенку выйти из музыкальной семьи, чтобы стать хорошим музыкантом?

- Все очень по-разному. У меня, безусловно, сформированы векторы. Родители максимально заняли меня в детстве, но не только музыкой. Отец, например, хотел, чтобы я стал спортсменом.

Мое детство – это три раза в неделю – музыка, три раза в неделю – плавание. Каждое воскресенье я проводил по 6 часов подряд за инструментом под чутким руководством мамы, потом папы. Мне кажется, именно тогда я осознал, что хочу руководить людьми.

- Почему не получилось со спортом?

- Из-за колоссальных нагрузок. Должен сказать, что я входил в олимпийский резерв. Но из-за проблем со здоровьем я выбрал музыку, но не пианино, как родители! Я мечтал стать симфоническим дирижером – это в продолжение темы мысли про руководство людьми. Но в музыкальном училище меня направили сначала на хоровое, а потом уже – симфоническое направление. Я втянулся в хор, стал писать хоровую музыку, потом поступил на композиторское. Сейчас при необходимости я могу встать за пульт симфонического или народного оркестра.

- 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Кто вёл вас на профессионально и творчески?

- Мой фундамент – родина, родители и учителя. Не я это придумал, но это три святых для меня позиции.

Родина: я здесь, я никуда не отсюда денусь. Родители: им я благодарен за то, что я есть, за то, что они меня направили, какой я есть сегодня. Учителя: от самого первого учителя в музыкальной школе до аспирантуры.

К первому учителю я попал в 4 года, это Иван Васильевич Розанов, это один из лучших клавесинистов и органистов Санкт-Петербурга, профессор, доктор наук. Буквально вторым отцом для меня стал педагог по дирижированию Владимир Александрович Дашковский, который 55 лет назад организовал женский хор консерватории.

Упомянутый ранее Борис Георгиевич Абальян, от него я впитал по-максимуму. Методика, дисциплина, оценки, его фразы – я многим пользуюсь сегодня. Но профессиональные техники все равно разные.

В консерватории мне повезло учиться дирижированию у Фёдора Михайловича Козлова. Человек с уникальным опытом: он 40 лет руководил нашим хором мальчиков, в послевоенное время стоял во Санкт-Петербургской государственной капеллой. Я работал концертмейстером в его хоре ветеранов, это любительский, но знаковый мужской хор. И, конечно же, мой наставник Юрий Александрович Фалик. В аспирантуре – Валерий Всеволодович Успенский.

Сочинение Екимова для хора
Сочинение Екимова для хора

КОМПОЗИТОР VS ДИРИЖЕР

- Дирижер или композитор – кого в вас больше?

- 50 на 50. Если я много пишу, потом мне хочется дирижировать, но не свою музыку. Сейчас приходится заниматься заказной музыкой для филармоний, делаю то Брамса, то Бетховена, то Баха и так далее. Когда я долго дирижирую, то очень хочется писать. Открываешь инструмент и начинаешь искать, на что душа ляжет: духовный текст, стихи Марины Цветаевой или что-то еще. Ищешь, пока не пойдет. А если много заказов на музыку, то это как уже ремесло, когда ты не ищешь, что пойдет, а выполняешь конкретную задачу в конкретные сроки.

- Вы помните, когда написали свое первое произведение?

- Да. Это было не произведение, конечно. Я начал с песенного жанра. Такая советская тема, очень патриотичная. Я придумал песню про многодетную мать, сыновья которой погибли во время войны, после её наградили орденом…Хорошая история. А в училище я стал факультативно заниматься композицией, пробовал себя в разных жанрах. Всё это лежит в черновиках, никогда никому не будет показано. Серьезные сочинения начались с 1992 года, когда я написал свой первый хоровой концерт, духовные сочинения, альбом фортепианных пьес для детей. С этим багажом я поступал в консерваторию. Там я написал «Кенгуру», которая стала моей визитной карточкой. Мне было 19 лет.

- Если писать музыку – это ремесло, откуда тогда черпать вдохновение

- Музыка пишется в двух случаях: или тебе очень хорошо, или тебе очень плохо. Когда очень плохо, то пишется намного лучше и интересней.

Всё идет из глубин души, слова легко подбираются. Все вдохновение от чего? От того, что происходит в жизни, все взаимосвязано. Любое знакомство может вылиться в опус. Две ключевые темы для меня – любовь и смерть. Они всегда рядом, как у Фредерико Гарсиа Лорка.

Поэтому очень много сочинений посвящено тем, кто меня вдохновляет. Я им очень благодарен. Без них не было бы моей музыки. Яркий пример из моей жизни: ахматовский концерт я написал в результате яркого романа, который ничем не закончился. Переживая, я закрылся в коттедже в поселке Репино (место композиторов), нашел потрясающие стихи, всего за неделю написал концерт. Это было от души. Концерт после был исполнен одним из лучших хоров Санкт-Петербурга – тогда камерный хор Владимира Беглецова, стихи от женского лица читала Светлана Крючкова. После концерта Светлана мне сказала: «Здорово написал, мне нравится, молодец».

- Самый продуктивный период для вас?

- Не поверите, пандемия. Я тогда был бесконечно счастлив, потому что занимался только музыкой. Сейчас из всей недели я могу выделить для этого только воскресенья, и то, если нет записи и репетиций, поездок в разные города. Если выпадают выходные дни, еще и душа чистая, что-то воспринимает, то я с радостью пишу.

Период пандемии был самым творчески плодотворным, я мог полностью посвятить себя своей профессии.

Тогда я закончил 4-6 опусов, среди которых крупные хоровые концерты, цикл для детей «Музыка стихов».

- Самое вдохновляющее событие для вас как дирижера?

- 25 августа 2019 года я дирижировал в Париже в Сан-Луи. Это вторая по величине церковь после Собора Парижской Богоматери.

Мы исполняли «Реквием» Моцарта – это то произведение, которое ни один дирижер не откажется продирижировать.

Солисты – корсиканец, темнокожий француз и две девочки – мои, русские, хор на 150 человек и симфонический оркестр. Это все мне нужно было сделать с одной репетицией. И я это сделал. Был полный зал – это занятые 1000 мест. Одно из самых ярких событий моей жизни.

- Cложно писать для хора?

Безусловно. Поэтому так мало композиторов, которых поют все. Фалик писал удобно. Это всегда хорошие тексты, это всегда ярко. Благодаря своей ритмике и искромётности, его музыка всех заводит. Когда я приносил на уроки свои «Дождики», Фалик говорил: «Сережа, пишите проще». Я к этому, наверное, не прислушался. Я пишу так, как я слышу.

Передо мной не стоит задачи, чтобы меня исполняли все. Я выражаю то, что хочу выразить.

Прежде всего, я формулирую идею. Состав исполнителей, инструментов. Честно говоря, сейчас так много заказных пьес. Но! Я не спал ночь из-за того, что в вашем соборе два органа, это факт меня вдохновил! В моей голове уже рождается история! Во что это воплотится – покажет время.

Екимов в Калининграде
Екимов в Калининграде

ХОР ЭКСТРА-КЛАССА

- Ваше убеждение - любой хор должен стремиться к тому, чтобы стать хором экстра-класса. Это как?

- Это коллектив, который может всё. Плюс: высокопрофессиональный хормейстер, дирижер, репертуар, качество голосов, возможность петь музыку любой сложности.

- Ваш универсальный рецепт, как довести коллектив до высочайшего уровня? Поскольку мы разговариваем в контексте программы для детского и студенческого хора, для них.

- Репертуар, репетиции, международные конкурсы. Соревновательный момент всегда важен, это адреналин. Вообще, нужно тренироваться. Как в спорте. Нужно миллион раз что-то спеть.

Всё собирается по крупицам, но по единому принципу: если ты хочешь, чтобы хор пел, нужно работать индивидуально с каждым певцом.

Я минимум по часу работаю с каждым, зато мне понятно, кто какой вклад вносит в общее дело, какую ему поставить оценку, кто выкладывается, а кто отдыхает. Когда каждый из них споет друг перед другом без единой помарки, тогда это отложится. Потом они споют по двое, по трое, по пять, по десять, по партии вместе.

Сначала будет плохо, потом – классно, потом опять плохо, потом снова здорово, потом здорово навсегда. Этот процесс занимает много времени.

- Когда ваш хор пришел к экстра-классу?

- Меня часто спрашивают о секрете моего женского хора. Чтобы его раскрыть, мне нужно рассказывать 20 лет. Мой хор пришел к успеху через пять лет. Так, чтобы я мог уйти за кулисы, а они спели бы без меня. В таком случае коллектив получает еще больше оваций, чем если бы я махал руками перед ними. Поверьте, это тяжелая работа.

На меня жаловались и родители, и студенты. Зато сейчас они говорят, что после школы Екимова их ничем не возьмешь.

Я авторитарный, на меня не действуют слезы. Хор начинается с дисциплины. Кто хочет быть профессионалом – тот со мной, кто не хочет – до свидания.

Хор под управлением Сергея Екимова

- Каким должен быть хормейстер, чтобы сформировать идеальный хор?

- Нужна харизма. Нужно уметь производить впечатление. Нужно быть высокообразованным, знать музыкальную литературу.

Знаете, какая беда у наших коллективов, особенно детских? Репертуар!

Поэтому мы и ездим по регионам, чтобы дать им тонны нот. Многие говорят, что у них просто нет материала, им нечего петь. А мы их судим на разных конкурсах, они поют то, что пели еще бог знает когда. Это невозможно, уже все поменялось.

- Проблема репертуара определяет в какой-то степень специфику хоровых сообществ по регионам?

- Я отработал с вашим женским хором, они прекрасно поют, всё правильно делают. Они поют так, как их научил педагог. Педагог в порядке, знает, как надо, взял правильный репертуар. Но его может быть недостаточно. Мало хоров поют современных композиторов, это проблема.

Определенно могу сказать, что один из самых поющих и развитых в этом плане регионов – Екатеринбург. Там с утра до ночи слушаешь их хоры на фестивалях, а это по 60 коллективов в день!

Откуда они их берут? В каждой музыкальной школе у них и хоровое отделение, и общешкольный коллектив, и ансамбль, и столько хоровиков. И симфонический хор, который возглавил бывший главный хормейстер из Мариинского театра Андрей Петренко.

- Дисциплина, личность хормейстера…

- Да, и то, и то.

- Перспективы развития хорового движения. Что важно учесть сейчас?

- Сейчас, самое главное, нам всем по-настоящему соединиться. Постоянно делиться опытом, писать музыку, раздавать её, петь. Всем честно делать свое дело, тогда всё будет хорошо. Находить возможность радоваться встречам и расширять репертуар.

Ковать классные кадры. Экстра-классные.

- И последнее: почему ребенку важно петь в хоре?

- Для развития! Пение – это уши. Хор – это коллектив, значит, дружба. Любой хоровой конкурс – это стремления. Но здесь важно помнить, что любой конкурс – это не думать о победе, это думать о музыке.

Нужно всегда думать о музыке.

Фото отсюда: https://vk.com/@-180541816-sergei-ekimov
Фото отсюда: https://vk.com/@-180541816-sergei-ekimov

#СергейЕкимов #хоровики #хор #композитор #дирижер #современныекомпозиторы #Екимов