В последнее время в СМИ все чаще упоминается истребитель F-16. В то время как многие страны создают и продают свои собственные самолеты, редко кто-либо получает доступ к самолетам американского производства, если только он не является страной НАТО или не испытывает особой потребности в военной помощи.
F-16 Fighting Falcon — легкий одномоторный многоцелевой истребитель, способный наносить воздушные и наземные удары, и его первый испытательный полет состоялся в феврале 1974 года.
Его ближайшим конкурентом и отечественным аналогом был советский Су-27, все -погодный тяжелый истребитель четвертого поколения, впервые поднявшийся в небо в 1977 году. Хотя и F-16, и Су-27 используются до сих пор, за эти годы они претерпели множество модернизаций, как и семейство Су-27. получили новые модели Су-30, Су-27М, Су-35, Су-34.
Стоит отметить, что разница между первым F-16A 1978 года выпуска и F-16C Block 5052 2003 года выпуска примерно такая же, как разница между Су-27 1978 года выпуска и Су-35 разработки 2008 года.
Боевая авиация является одним из наиболее бурно развивающихся направлений военно-промышленного комплекса, и хотя старые самолеты могут показаться устаревшими, они все же могут быть эффективны, особенно при борьбе с не столь сильным и неоснащенным противником.
Кроме того, модели самолетов предназначены для эффективной борьбы с ПВО, а Су-35 и F-16E F Block 60 — это машины, которые разработаны для действий в условиях активного противодействия со стороны средств ПВО и могут служить средством подавления противника. ПВО.
У F-16 есть свои преимущества и недостатки, и эти черты относительно неизменны от модели к модели. Примечательны его летно-технические характеристики, простота эксплуатации и обслуживания, а также длительный срок службы основных компонентов.
Он также известен хорошей компоновкой электронных компонентов, отличной видимостью и относительно низкой стоимостью по американским стандартам. Однако у него всего один двигатель, низкая скорость по сравнению с российскими и советскими самолетами, малый боевой радиус и ограниченная грузоподъемность.
Тем не менее, среди одномоторных истребителей F-16 считается одной из лучших машин с большим потенциалом модернизации.
Согласно отчету, подготовленному китайскими экспертами три года назад, F-16 за десятилетия выиграл 65 воздушных боев с советскими и российскими истребителями и бомбардировщиками, не потерпев ни одного поражения.
Однако этот вывод был основан чисто на арифметических сравнениях, а факторов, которые могут повлиять на исход боя, например, применение средств ПВО, очень много. Однако в последние годы в отечественной авиации произошли значительные изменения. Например, Су-35 — это усовершенствованный истребитель, выполняющий ту же роль, что и F-16E F Block 60, и предназначенный для противодействия системам ПВО.
Американский F-16 широко использовался военно-воздушными силами всего мира, а не только ВВС США. Такие страны, как Израиль, Бельгия и Турция, также используют этот самолет. Одно из самых инновационных применений самолета — это мишень для дронов.
Используя эти самолеты для испытательных бомбардировок и пусков ракет, военные могут смоделировать реалистичную цель для своих ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также провести учения для пилотов. Еще одно применение F-16 — это специальные миссии, такие как ночное видение, радиоэлектронная борьба и испытания нового оборудования.
F-16 также участвовал во многих конфликтах по всему миру. Например, он широко использовался во время операции «Буря в пустыне» в Ираке в 1991 году, где помог контролировать воздушное пространство над Ираком и обеспечить непосредственную поддержку наземных войск с воздуха.
Позже F-16 использовались в операциях над Балканами и выполняли боевые задачи во время войны в Афганистане. Возможно, наиболее примечательно то, что F-16 использовались в воздушной кампании над Ливией во время «арабской весны», где они успешно установили бесполетную зону над страной и оказали непосредственную поддержку наземным войскам с воздуха.
США уже много лет пытаются заменить F-16. F-22 Raptor должен был прийти на смену F-16 в качестве основного истребителя завоевания превосходства в воздухе для ВВС США, но его производство было прекращено из-за перерасхода средств.
Ударный истребитель F-35 был разработан, чтобы заменить F-16. Однако программа F-35 столкнулась со значительными задержками и проблемами, поскольку конструкция самолета оказалась сложной и дорогой, что вызвало опасения по поводу его жизнеспособности для замены F-16.
Чтобы решить эту проблему, ВВС США приступили к планам по модернизации существующего парка F-16. Наиболее значительная модернизация известна как Viper, представляющий собой комплект модернизации, разработанный Lockheed Martin, который включает в себя новейшие технологии для продления срока службы существующих самолетов F-16 и приведения их в соответствие с текущими стандартами.
Viper включает в себя новую авионику, новую систему наведения, улучшенный радар и цифровую кабину, а также другие усовершенствования. Модернизация также даст F-16 новый центральный дисплей на пьедестале и удобное управление дроссельной заслонкой и ручкой, что упростит рабочий процесс пилота.
Модернизация Viper уже вызвала интерес у нескольких стран мира, которые заинтересованы в обновлении своих существующих самолетов F-16. Например, Jordan уже подписала соглашение с Lockheed об обновлении своего парка F-16 до стандарта Block 70, который является последней версией модернизации Viper. Воздушная национальная гвардия США также получила разрешение на модернизацию, которая продлит срок службы существующих моделей самолетов F-16C/D.
В заключение следует отметить, что F-16 Fighting Falcon — это универсальный истребитель, который используется уже более 45 лет и доказал свою эффективность в боевых действиях класса «воздух-воздух» и «воздух-земля».
В то время как более новые самолеты, такие как F-35, предназначены для замены F-16, модернизация Viper предлагает экономичный способ продлить срок службы существующих самолетов и привести их в соответствие с современными стандартами. С возможными модернизациями и модификациями F-16 может продолжать служить вооруженным силам США и их союзников в течение многих лет.