Психика человека формируется на протяжении всей его жизни, однако наибольшее влияние на ее становление оказывает тот период, который принято называть детством. Психологи утверждают, что уже после восьми лет психика человека теряет свою подвижность, и все последующие изменения будут даваться ей намного сложнее. Травмирующие ситуации, способные нанести непоправимый вред, к сожалению, возникают в жизни каждого человека не единожды и вне зависимости от того, сколько усилий будет прикладывать он или окружающие его люди, чтобы их избежать. Но существуют правила воспитания, которые могут помочь в формировании здоровой психики ребенка. От того, как сложатся первые годы жизни человека, будет полностью зависеть вся его жизнь. Семья, карьера, взаимоотношения с другими людьми.
Принятие
Ребенок, даже когда он еще очень мал – это отдельная личность, со своими мыслями, чувствами и потребностями. Стоит изначально признать за ним право на индивидуальность, свое мнение и принципы. Принимайте и любите его таким, какой он есть. Воздержитесь от критики, в отношении его личности. Можно критиковать действия, но ни в коем случае нельзя переносить свою оценку и отношение к поступкам на личность самого ребенка.
Важно!
Необходимо помнить, что наибольшее влияние на детей оказывает наше собственное поведение, а не какие-либо воспитательные меры, которые направлены на них. Поэтому если родители не научились принимать и любить самих себя такими, как есть, то и дать это своему ребенку они тоже не смогут, даже если очень постараются. Очень важно в этом вопросе начать с себя и обратиться за помощью к психологу, если в этом есть необходимость.
Не нужно предъявлять к ребенку никаких ожиданий и требовать от него соответствия определенным стандартам. Он не обязан вести себя спокойно в те моменты, когда ему страшно, больно, обидно. Не нужно заставлять его подавлять свои эмоции и игнорировать психологические и физиологические потребности. Например, до определенного возраста бесполезно принуждать ребенка долгое время стоять или сидеть на одном месте, поскольку он еще неспособен так себя вести, нуждается в постоянной физической активности. Гуляя по парку в летний погожий денек, только и слышишь, как какая-нибудь женщина просит своего ребенка прекратить бегать. Хотя, казалось бы, где же ему еще можно тогда побегать, как не в парке?
Принимать ребенка – означает разрешить ему быть собой, в том числе проявлять неудобные эмоции и совершать неодобряемые обществом поступки. Нет ничего страшного, если из-за не купленной в магазине шоколадки или игрушки, ребенок устроит истерику на улице или прямо там, в супермаркете. В этот момент он обижен и расстроен, ему больно от перенесенного разочарования. В такие моменты ребенок нуждается в спокойном взрослом, который разрешит ему выразить неудовольствие плачем и криками, в понимании , сочувствии и поддержке. И что бы ни случилось, нельзя начинать стыдить его:
«Чувство стыда – это нелюбовь к себе и больше ничего»
(Михаил Лабковский).
Поддержка
Как только ребенок пробует встать на ноги и делает первые неуверенные шаги, его мир значительно расширяется и каждый малыш с нормальной психикой приступает к более осознанному изучению всего, что его окружает. И именно в этот момент на него обрушивается миллион запретов, критики и неверия:
- • «Не бегай так быстро! Упадешь!»
- • «Не надо мыть чашку – разобьешь.»
- • «Чтобы стать художником, нужно очень красиво рисовать, а ты этого не умеешь»
Изначально все дети совершенно уверены в себе и ничего не боятся, однако, из-за подобного отношения к его попыткам сделать что-нибудь самостоятельно, ребенок постепенно разуверяется в собственных силах и уже к началу младшего школьного возраста может приобрести «синдром выученной беспомощности».
Выученная беспомощность - это состояние психики индивида, при котором он уже неспособен на волевые усилия ради улучшения собственного положения даже тогда, когда существует такая возможность.
Вот почему так важно не лишать ребенка своей поддержки в самом начале его жизни. Вместо того, чтобы запрещать ему самостоятельно мыть чашку или вырывать из его рук веник, лучше возьмите его руки в свои и покажите ему как помыть чашку правильно и не разбить ее в процессе. И не акцентируйте внимание на неудаче, если чашка все-таки разбилась. Дайте ему возможность делать что-нибудь полезное самостоятельно. Никогда не сравнивайте его с другими детьми: человека стоит сравнивать не с другими, а только с ним самим в прошедшем времени.
Поддержка – это вера в человека, в его способность самостоятельно справиться с любыми трудностями и жизненными ситуациями в его жизни. Это то, что оказывает прямое влияние на формирование психики и служит залогом добрых доверительных отношений между детьми и родителями в дальнейшем.
Возможность делать выбор, принимать решения, совершать ошибки.
Каждому человеку, для того чтобы уверенно продвигаться по жизни и умения нести ответственность за свои поступки, очень важно с малых лет уметь понимать свои желания. Осознание, чего он хочет, дает человеку возможность обретать мотивацию в достижении целей и уверенно отказываться от всего, что ему не нужно.
На основании прожитых лет, накопленного опыта и полученных знаний, взрослые склонны лишать ребенка возможности выбирать и принимать решения. Родители не без оснований полагают, что могут сделать более взвешенный, рациональный выбор и, конечно, желают своему чаду только добра. Но это не дает им права, на самом деле лишать ребенка возможности принимать решения, касающиеся его жизни, хотя бы на том уровне, который соответствует его возрасту и эмоциональному развитию.
Как часто можно встретить взрослого, во всяком случае, совершеннолетнего человека, который, попав в непростую ситуацию, оказываясь перед необходимостью сделать выбор, застывает в нерешительности. Как часто люди склонны сваливать вину за свои неудачи или проблемы в жизни на других, искать виноватых, вместо того чтобы нести ответственность за свою жизнь самостоятельно. Наконец, сколько подростков, находясь перед необходимостью выбирать путь, профессию, выказывают полное безразличие и отсутствие мотивации к поиску сферы, в которой они могли бы реализоваться в жизни.
Для того чтобы, впоследствии, не возникло подобных проблем, необходимо давать ребенку возможность сделать выбор в тех вопросах, которые ему понятны. Например, можно всякий раз спрашивать его, что он хочет съесть на завтрак. Пусть выберет. При этом не нужно потакать его капризам и явно вредным запросам, если он будет все время просить на завтрак один только шоколад или другие сладости. Предложите ему те варианты, которые устроят и вас. Омлет или отварные яйца, каша овсяная или манная. Предложите ему в магазине одежды выбрать носки или футболку того цвета, который больше нравится.
Позвольте своим детям совершать ошибки. Это даст им необходимый опыт, научит их лучше понимать свои желания и нести ответственность. Не запрещайте ребенку бегать в парке из страха, что он упадет и разобьет себе коленку. Предупредите его об этом, но не запрещайте. Разрешите ему совершить ошибку, пусть упадет. Это падение и боль научат его гораздо больше, чем любые ваши предупреждения и запреты. Конечно, нужно обязательно поддержать и пожалеть ребенка, если он действительно упал, но ответственность за принятое решение он будет нести самостоятельно. И, разумеется, этот совет не касается тех моментов, когда есть настоящая угроза для жизни ребенка. Не нужно разрешать ему совать в розетку палец или бегать по проезжей части.
Только получив необходимый опыт и навыки в раннем возрасте, человек сможет в дальнейшем понимать, чего он хочет. В этом случае он обязательно сумеет найти свою дорогу по жизни и решительно отказаться от того, что может ему навредить.
Общепринятые правила поведения
«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»
(М. Бакунин)
Каждый человек изначально свободен выбирать и вести себя, так как он того хочет. Однако существуют общепринятые этические нормы и правила поведения, в усвоении которых нуждается каждый. Индивид, лишенный понимания рамок поведения, за которые выходить не следует, будет чувствовать себя неуверенно, не говоря о том, что общество сочтет его странным, подвергнет недоверию и осуждению.
Основные границы дозволенного ребенок постигает во время переходного возраста, часто именуемого «кризисом трех лет». Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, отдельную от своих родителей, дистанцируется от них и приступает к поиску границ дозволенного, проверяет на прочность нерушимость тех правил поведения, которые ему известны.
Родитель, как наставник и проводник может помочь ребенку в этом вопросе. Обязательно должны быть четко установленные, никогда не нарушаемые правила, в том числе и на уровне семьи. Например: «Дети всегда ложатся спать в девять часов вечера» или «Играть за компьютером можно не больше двух часов в день». Можно кричать, спорить, плакать, но правила такие, какие они есть. Посочувствуйте ребенку, если он разочарован и выражает отрицательные эмоции по этому поводу, однако правила есть правила.
Уважение и соблюдение личных границ.
На самом деле пренебрежение к личным границам другого человека широко распространено в обществе и для того. Чтобы ребенок, впоследствии, научился их отстаивать себя и свои границы, свое мнение, свое право на индивидуальность. Чтобы он был устойчив к каким-либо методам манипулирования или навязывания чужих принципов и жизненных ценностей.
Личное пространство человека – это система мировоззрения, жизненных принципов, его интересы, мысли и чувства. Увидеть личные границы человека нельзя, но каждый их может почувствовать. У каждого личные границы разные и они могут изменяться в зависимости от тех или иных ситуаций и отношений с разными людьми.
Родители редко склонны задумываться над тем, что регулярно вторгаются в личное пространство своих детей. Например, врываются в детскую комнату без стука или одалживают вещи ребенка кому-нибудь другому. Для того чтобы в будущем у ребенка не возникало проблем с отстаиванием собственных границ, нужно пересмотреть собственное поведение не только в отношении него, но и других людей. Помните, что на формирование психики ребенка в первую очередь влияет то, как ведут себя его родители и не только в отношении него самого.
Объясните своим детям, что никогда не следует терпеть дискомфорт, если этого можно избежать. Не нужно надевать слишком тесную обувь и испытывать боль при ходьбе. Не нужно терпеть невежливость и некорректное отношение к себе со стороны других людей. Не нужно есть остывший суп, если не хочется. Разрешите им обладать своим мнением о происходящем вокруг, испытывать эмоции. Не принуждайте ребенка к физическим контактам тогда, когда ему этого не хочется, не настаивайте на его дружбе с кем-либо из других детей, даже если это его сестра или брат. Соблюдая личные границы ребенка, вы научите его поступать так же в отношении других людей.
«Все мы родом из детства»
(Екатерина Мурашова). Стараясь придерживаться вышеупомянутых правил воспитания и отношения к своим детям, мы не сможем защитить их от всех бед и проблем в жизни. Однако можем помочь им вырасти сильными людьми со здоровой психикой, способными самостоятельно идти по жизни, ставить цели и достигать их; нести ответственность за себя и тех людей, которые будут в этом нуждаться. Это – залог того, что ваши дети будут счастливы в жизни.