Нежно любимые многими «дьютики» воспринимаются как почти обязательный элемент любого международного аэропорта, существующий столько же, сколько и сама гражданская авиация. Но на самом деле это изобретение одного человека, не имевшего никакого отношения к самолетам. Кто же придумал этот рай для шопперов и почему там бывает так дешево?
У истоков сети магазинов беспошлинной торговли, или Duty Free Shops стоял Чарльз Фини — человек с удивительной бизнес-смекалкой и филантроп, потратившей практически все свое состояние на благотворительность.
От депрессии до войны
Будущий миллиардер родился в 23 апреля 1931 г. в городке Элизабет в семье ирландских эмигрантов. Детство Фини совпало с Великой депрессией, а потому счастливым назвать его сложно: он рано начал подрабатывать, чтобы хоть как-то помогать родителям.
После окончания школы Чарльз записался в армию и провел четыре года на Корейской войне. Полученное на фронте денежное довольствие будущий бизнесмен потратил на изучение гостиничного дела в колледже при Корнеллском университете, куда он поступил после увольнения из армии.
DFS, или как торговать без налогов
В конце 1950-х гг. предприниматель отправился во Францию продолжать образование. Денег на чужбине катастрофически не хватало, и он открыл небольшой бизнес — продавал безакцизный алкоголь американским морякам. О дате прибытия очередного корабля ВМС США он узнавал от портовых женщин легкого поведения.
Фини расширил масштаб деятельности и пригласил в партнеры Роберта Миллера, своего приятеля по Корнеллу. На пару в 1960 г. они официально открыли компанию DFS — Duty Free Shoppers. Первый магазин начал работу в Гонконге, потом появились точки в Европе и Америке.
Идея была проста до гениальности: торговля осуществлялась непосредственно в пунктах пропусках через границу, в нейтральной зоне.
А поскольку она совершенно официально не принадлежит ни одному государству, то и налоги, существенно влияющие на розничную стоимость, платить было некому. Фини и Миллер нашли золотую жилу.
Хвала японцам
В 1964 г. бизнес получил очередной финансовый импульс: японцам разрешили выезжать за рубеж (до этого существовали ограничения, появившиеся после Второй мировой войны). Это эпохальное событие совпало с проведением Олимпиады в Токио. Японцы, накопившиеся деньги за годы изоляции, ринулись путешествовать по свету, скупая алкоголь, сигареты и прочие товары в дьюти-фри. Больше всего, понятно, заработали магазины, расположенные в азиатском регионе.
Аэропорт для «дьютика»
Дела шли настолько хорошо, что в 1976 г. компания Фини выделила свыше 5 млн долларов на строительство аэропорта на о. Сайпан в Марианском архипелаге, затерявшемся на западе Тихого океана. Открытый там магазин сети DFS с лихвой окупил вложенные средства.
Миллиардер без миллиардов
В конце 1980-х гг. Forbes несколько раз включал бизнесмена в список богатейших людей планеты, оценивая его годовой доход в 300 млн долларов. Однако на самом деле это было ошибкой. Еще в 1982 г. Чарльз тайно передал часть доли в компании (около 39 %) благотворительному фонду Atlantic Philanthropies, который сам и учредил. Фини продолжал управлять DFS, только прибыль получал не он, а проект. Значительные суммы тратились на здравоохранение, образование и правовую защиту, при этом бизнесмен сохранял анонимность, нигде не афишируя свое участие.
К благотворительности Фини подходил как к бизнесу: он выделял деньги, только если проект обещал быть максимально полезным. Если отдача оказывалась небольшой, финансирование прекращалось.
Что еще почитать по теме
- Скрытые камеры в туалетах самолетов: серьезно?!
Разоблачение филантропа
В 1997 г., когда Чарльз решил окончательно отойти от дел в DFS и продать оставшуюся часть активов корпорации LVMH (Louis Vuitton Moët Hennessy), разразился скандал. Его компаньон Боб Миллер подал в суд, чтобы остановить сделку. Там-то и выяснилось, что Фини уже ничего не принадлежит.
Фонд Atlantic Philanthropies просуществовал до 2020 г.: потребовалось почти 40 лет, чтобы Чарльз Фини потратил на благотворительность все свое состояние — почти 8 млрд долларов. Себе он оставил лишь 2 млн, чтобы, по его словам, «ни в чем не нуждаться на пенсии».