Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Воспитание единым фронтом – миф, который мешает родителям воспитывать детей правильно

Материнская и отцовская роли предопределены природой, поэтому и методы воспитания отцов и матерей различаются, но оба они равны по важности и качеству. Именно их различие и взаимное дополнение делают воспитание детей в семье эффективным.

Родительские роли задаются инстинктивно, они работают автоматически, это видно уже в детстве по разной игре мальчиков и девочек. Если вы принимаете и доверяете своим инстинктам, вам будет легче справляться с родительскими обязанностями, вы будете чувствовать себя в них увереннее и спокойнее. Но социум нашептывает некоторые правила, которые могут вызывать в молодых родителях сомнения в своих силах, да и вообще сбивать подчас с толку.

Например, существует убеждение, что если мать сидит дома, не работает, то она полностью и во всем обеспечивает воспитание детей. Это убеждение ошибочно. Мать отвечает за воспитание детей дома, а отец — во внешнем мире, и об этом мужчины забывают. Их обязанность — дополнить роль матери мужской деятельностью и помочь ребенку установить контакты с миром.

Воспитание матери мягче, эмоционально теплее и больше связано с контактами на телесном уровне. Речь идет о прикосновениях, объятиях, укачивании ребенка, а также о разговорах по душам. Своими объятиями мать удовлетворяет эмоциональные потребности ребенка, наполняет его эмоциональные резервуары и учит ребенка выражать свои чувства.

Воспитание отца реалистичнее и жестче. У отцов меньше эмпатии, они более дидактичны, а их «нежный» физический контакт ограничен. Отцы на самом деле являются мостом между внутренним миром семьи и внешним миром. Они учат детей выражать себя, воспитывают характер, силу воли, учат их дружить. Психологи подтвердят, что мальчики, не имеющие контакта с отцом, имеют проблемы с поиском своего места среди друзей.

Что еще вкладывает отец в воспитание детей?

Отец учит их создавать свои собственные границы, быть авторитетом, чтобы им не приходилось чрезмерно самоутверждаться, хвастаться, лицемерить, побеждать любой ценой, лишь бы привлечь внимание. В общении отец более требователен к ребенку, и в этом есть смысл. Если мама будет раздваиваться и после нежного разговора с ребенком хмуро сдвигать брови и предъявлять за двойки, то у ребенка возникнет диссонанс восприятия матери.

Исследования подтверждают, что отцы иначе стимулируют умственные способности и творчество ребенка, чем матери. Матери стараются научить ребенка чему-то, учась вместе с ним, чтобы у него были хорошие оценки в школе, чтобы в академических достижениях он был лучшим. Но умственные способности могут быть и не связаны с изучением ребенком академических предметов, — и за эту часть образования (логику, мышление, реакции поведения, принятие решений) отвечают отцы.

В настоящее время в воспитании детей больше используются разговоры и объяснения, и поэтому отцы находятся как бы не при делах. Основная характеристика мужчины и отца - действовать, и их действия очень важны, жизненно важны. Воспитание отцов деятельное, особенно воспитание мальчиков. Отец даст ему упасть и сделать выводы, разрешит ввязаться в драку, чтобы отстоять границы и защитить слабого. Но матери беспокоятся о своих детях, и стараются уберечь их от опыта падения. Аргумент, что этот опыт тоже способен чему-то научить, трудно доходит до материнского сердца. Здесь природа благоразумно недодала отцам чувства эмпатии, чтобы их сердца могли спокойнее относиться к синякам и ссадинам ребенка.

-2

Почему методы воспитания у родителей разные. И должны быть разные:

Женщина и мать генетически запрограммирована больше говорить, думать и творить. Речь важна для женщин и матерей. Мать разговаривает со своими детьми с малых лет, она должна с ними общаться, играть с ними и петь им.

Мужчина генетически запрограммирован видеть, реагировать и действовать. Для мужчин важны действия, концентрация и молчание, поэтому их вербальное общение с детьми и их матерями зачастую качественно хуже.

Энергия матери круговая, сосредоточена вокруг очага, вокруг детей, и характеризуется объятиями, мягкостью, нежностью, колебаниями, чувствами наслаждения.

Энергия мужчины и отца – это энергия тяги: идти, выслеживать, ловить. Его перманентная готовность к борьбе требует решительности и силы, что проявляется и в играх с детьми, которых они бросают, крутят, гоняют и направляют их на преодоление препятствий. Дети, кстати, обожают такие игры с отцами: моменты игр в борьбу доставляют невероятное удовольствие и мальчикам и девочкам.

Дети находятся в сильной физической связи с матерью в течение девяти месяцев, мать является источником безопасности, комфорта, тепла, нежности и заботы.

Отец является образцом для бесконтактных отношений, он символизирует физическую деятельность, игру, борьбу, соревнование, работу вне дома, дружбу, солидарность, отвагу.

У матери очень сильная связь с ребенком, и отец должен «потревожить» ее в нужное время, чтобы освободить ребенка из-под всепоглощающей опеки. С точки зрения инстинктов продолжения рода также и для того, чтобы мать могла родить еще одного ребенка. А подросшему ребенку нужно найти свой собственный путь. Это дано от природы, а не потому, что отец хочет отобрать ребенка у матери. Образно говоря, отец дает ребенку психологическое рождение.

-3

Отец учит детей создавать отношения, а мать учит эти отношения наполнять и обогащать чувствами, сопереживанием, нежностью и заботой.

Отец учит детей выходить в мир, создавать отношения и преодолевать препятствия. Отец — это первый человек «извне», с которым ребенок устанавливает отношения, он проводник в будущий мир, в котором ребенок станет таким же, как он. И это можно назвать также и «социальным рождением». Если у ребенка нет отца, у него будут проблемы с построением отношений, он не будет знать, где ему место, как его найти и удержать.

Мать создает у ребенка чувство связи с домом, и это чувство он проносит через всю свою жизнь, и благодаря этим связям он также возвращается домой. Мать учит детей чувствовать семью и дом, учит их создавать дом, где бы они ни находились. Материнская любовь и внимание безусловны, а вот отцовскую любовь дети должны заслужить, так заложено природой, и матери должны это уважать и не пытаться облегчить детям этот путь к отцу, или критиковать отца за то, что он слишком требователен к ним.

Нынешняя реальность другая, меняется поведение матерей и меняется поведение отцов, но ребенок остается ребенком. Женщины начинают охотиться на мамонтов, но отцы не так уж охотно слетаются к очагу. На то, чтобы что-то отремонтировать, покрасить стену в квартире, у мужчин иногда уходят годы. В круговой энергии им участвовать сложнее, чем женщине в энергии толчка.

Да, времена другие, мы тоже другие, но древняя сила матери и древняя сила отца остается внутри нас. Природа идет своим путем, у нее свой темп, и мы должны уважать медлительность изменений в эволюции. Архетипы, заложенные в нас природой, постоянно подвергаются в социуме пересмотру, но природа не может мгновенно отреагировать на социальное решение уравнять роли отцов и матерей. Мы не можем стереть и изменить внутри себя эти предрасположенности к женскому и мужскому поведению, даже если хотим этого. И тогда наступает время компромиссов.

Один из таких компромиссов — теория единого фронта в воспитании.

Это частая рекомендация некоторых экспертов: «родители должны быть едины в воспитании». Но никакой "единый фронт" не работает. Это просто игра, которую дети видят насквозь. Риск единого фронта в том, что женский и мужской подходы к воспитанию становятся размыты. Явно выраженные различия в воспитательном поведении родителей обеспечивают более эффективное и полноценное воспитание детей, чем пресловутый единый фронт.

Мы должны различать ситуацию, когда родители внутренне имеют одни и те же основные воспитательные принципы - не воровать, не курить, не лгать, не драться. А вот их воспитательные методы могут быть разными, но они дополняют друг друга при решении воспитательной ситуации. Так дети чувствуют общую силу своих родителей.

Примером может быть курение сына или дочери. Оба родителя согласны с тем, что они не хотят, чтобы их ребенок курил. Мать более эмоционально реагирует, морализирует, рассказывает ребенку о последствиях и может что-то запретить. Отец тоже злится, тоже что-то ему говорит, но главное берет его и заставляет выкурить 5 сигарет за раз. Это действие. Это опыт, который ребенок обязательно запомнит как негативный, и он на него повлияет сильнее, чем упреки. Морализаторство и уговоры не допускают такого опыта.

Такие поляризованные воспитательные методы отца и матери позволяют детям научиться реагировать на полярный мир, принимать мужские и женские аргументы, разные пути решения в мужском и женском мире.

-4

Общая задача отца и матери – защитить ребенка, это норма их родительского инстинкта. В воспитании и обучении сейчас превалирует материнский инстинкт защиты детей: родители пытаются защитить их, рассказывая, что в мире представляет опасность. При этом в у ребенка в большей степени задействуются еще незрелые рациональные отделы головного мозга ребенка, которым еще не приходится должным образом обрабатывать информацию об опасности.

Необходимо вернуться к отцовским практикам, к пробуждению глубинных инстинктов, а это инстинкт «бей, беги или замри». Для этого ребенку необходимо испытывать различные переживания, занятия, приключенческие игры, связанные с двигательной активностью. Природа дает нам все возможности для того, чтобы ребенок научился защищать себя в разных ситуациях, а вы можете быть для него образцом для подражания. И это путь к уверенности ребенка в себе.

Да, как родитель, вы должны защитить ребенка, но вы также должны научить и его защищать себя, и он не научится этому по разговорам, если у него не будет возможности среагировать на практике — побежать, залезть на дерево, перепрыгнуть через ручей. У ребенка есть инстинкт самосохранения, и ему необходимо предоставить пространство, где он научится им пользоваться. Воспитание должно быть направлено на создание у ребенка внутреннего ощущения, что «я знаю и могу себя защитить». Лучшая защита — научить ребенка доверять себе: «Я сделал это и могу сделать это сейчас».

Даете ли вы своему ребенку возможность испытать нечто подобное? Подвергаете ли вы его определенным опасным ситуациям, с которыми вы вместе с ним справляетесь? Это принцип «позитивной травмы» - переживание опасности с безопасным сопровождением.

Когда речь идет о теме защиты, необходимо осознать роль страха родителя, который вынуждает его защищать ребенка, но по существу может ограничивать и изолировать ребенка. Задайте себе важный вопрос: «Является ли наша защита зрелой, соответствующей возрасту и ситуации ребенка, или она диктуется нашим страхом?»

Представленные новости, например о клещевом энцефалите, побуждают многих родителей перестать выезжать на природу. Или - нельзя ходить одному, кто-то схватит тебя за руку, затолкает в машину и похитит, что приведет ребенка к социальной изоляции и недоверию. Воспитание страха следует заменить воспитанием бдительности и осторожности.

От чего следует по-настоящему защитить ребенка, так это от неадекватного поведения самих родителей.

От физических и психологических пыток и издевательств, от постоянной критики, упреков, сравнений с другими детьми не в пользу ребенка - это воспитательные методы, угрожающие психологической устойчивости. От отца, который ругает, унижает или наказывает его несоразмерно. Фоном такого поведения иногда может быть алкоголизм отца или его расстройство личности. От отцов, которые не могут перестать кричать на мать своих детей, угрожают ей физической расправой, насилием... Но это уже другая тема для разговора. Очень сложная, особенно для страны, в которой семейное насилие декриминализированно.

Лидия Адамцова, клинический психолог