Носить теплые кальсоны, громко петь, забывать элементарные вещи, рассказывать одну и ту же историю по двести раз. Но не из-за старческого маразма, а потому, что это ваша любимая история, которую хочется всем рассказать. Позволить себе пить крепкий кофе, варить свёклу и не отчитываться ни перед кем за свои вкусовые предпочтения и привычки. Читать книги, которые вам самим нравятся, а не те, что кто-то порекомендовал в последнем умном посте.
Заботиться о своем моральном и физическом здоровье, да, именно так, ходить к врачам на обследования, жаловаться, если что-то болит, задавать вопросы, если что-то ломит, щемит, колет, щиплет или раздражает. Идти к психологу, потому что он тоже врач, который знает, как и какими инструментами что-то вправить, поставить на место, зашить или приколотить. И понимать, что проблемы с головой – не что-то постыдное. Это совершенно нормальное явление, это реакция на взаимодействие с нестабильным и травмирующим окружающим миром. Как в случае с открытым переломом, вы бы не стали сами себе подорожник да лопух прикладывать и наматывать, так и в случае, когда вам грустно, плохо и тяжело, вы обратитесь к специалисту, который знает, что со всеми этими внутренними переломами сознания делать.
Что еще себе такого позволяют пенсионеры, которым не приходится работать до гробовой доски, потому что пенсии даже на туалетную бумагу и пачку сигарет не хватает? Они играют в нарды и домино, ходят на рынок, потому что овощи там свежие и дешевые, заворачивают покупки в газету, а еще кладут газету в мусорное ведро, а вместо того, чтобы тащить кучу пакетов в руках, они додумались купить себе сумку на колесиках, потому что они понимают – надорвешься, и это уже край будет, в семьдесят лет может и не пронести, и не зарасти. Они выбирают заботиться о себе.
У них сформировались привычки и вкусы, которые они никому не позволят высмеивать или менять. Идите, попробуйте сказать своему деду, что он неправильно кофе заваривает, или бабушке объясните, что вязаные розовые кофты и ортопедическая обувь вышли из моды. Они выбирают комфорт и удобство. Ложатся спать, когда захотят, могут даже за столом уснуть. Могут просыпаться в пять утра и греметь посудой на кухне, или слушать музыку на полную громкость и подпевать любимым романсам.
Дедушки с бабушками не стесняются напоминать о себе, присылая видео из тиктока или открытки «С добрым утром, с новым днем», потому что они знают, что в мире ежедневно происходит столько всего, что мы можем о них просто-напросто забыть, а они не хотят, чтобы мы о них забывали, и поэтому выражают свои чувства в таком смешном и немного раздражающем формате.
Они не стесняются высказывать свое мнение, что, в общем-то, не всегда хорошо, да и мнение не всегда правильное, но им кажется, что их голос важен, и к их мнению нужно прислушаться. И, блин, а вам так не кажется?
Еще мы представляем себе будни пенсионеров такими тягучими, вонючими, наполненными жалобами, тупыми телевизионными программами, мыслями о саде-огороде, и смирением перед приближающейся кончиной. Они просыпаются, ворчат, варят суп на обед, бегут в сберкассу, обсуждают всех жильцов дома, сидя на лавочке, роняют вставную челюсть и звонят внукам, чтобы рассказать про то, как их ровесница сделала то-то и то-то, и еще, между прочим, скоро поедем грядки копать и картошку сажать.
Мы уверены, что жизнь после шестидесяти заканчивается, там уже не до путешествий, вечеринок, алкоголя, ярких впечатлений и насыщенности. Там только таблетки, кошки, плохое зрение и нудятина. Частенько раздаются негативно окрашенные комментарии: чего ты как дед? Что вы такие скучные, не хотите пить и развлекаться, и ложитесь спать в девять? Чего вы не играете в компьютерные игры и не ходите в бар, а выбираете провести вечер с книгой, хорошим человеком, приятной музыкой или пойти в театр? Почему вы не пробуете наркотики и беспорядочный секс с малознакомыми людьми, а правильно питаетесь, ходите на прогулки, и, о боги, занимаетесь (чем-чем, простите?) любовью (?) с одним и тем же человеком уже десять лет? Вам не надоело? Идите встряхнитесь, прыгните с тарзанки, обоссыте полицейскую машину, протанцуйте всю ночь в клубе с отвратительной музыкой и промучайтесь два дня с похмельем, а потом идите на ненавистную работу, чтобы оплатить кредит на компьютер, который вам ни радости, ни здоровья не прибавляет…
Да, само собой, молодость у человека всего одна, как и набор зубов, и тело, причем довольно хрупкое, глаза, нервы, сердце и печень. Как и жизнь вообще. Если не выбирать себя, свое здоровье и спокойствие, можно прожить очень «насыщенную», но короткую жизнь. Провести лучшие годы, которые можно было посвятить добрым делам, мыслям, занятиям и выстраиванию крепких, здоровых взаимоотношений, с чужими людьми, которым, в общем-то, на вас наплевать, они просто хотят «потусоваться», и не имеет значения, с вами или с кем-то еще. Они вас не прикроют, не защитят, не станут вытирать ваши сопли и говорить, что они с вами.
Тело тоже не будет долго терпеть хреновое обращение. У него, конечно, есть запас стойкости, но без заботы и должного уважения, оно взбрыкнет и даст о себе знать намного раньше, и тогда будет не до веселья, и придется стоять в очередях в поликлинику, стоять на учете в нарко-диспансере, частенько заглядывать в вытрезвитель, долговую книгу, к родителям, потому что у них можно поспать в своей старой комнате, а не на раскладушке у девушки-на-одну-ночь-как-её-там-звали, и не на полу у друзей после бурного вечера.
Можно не откладывать настоящую, серьезную, удивительную и наполненную жизнь на потом, когда уже сил не останется, здоровье будет не то, пенсия окажется слишком маленькой, друзей рядом не будет, и кого-то, с кем так здорово есть оладьи, слушать щебет птиц и наслаждаться именно тем, что нравится, что вы создавали в течение всей жизни, пожинать плоды, а не отбиваться от падающих шишек необдуманных решений и расхлябанного образа жизни. Жизни, которую так просто пропустить впопыхах, пытаясь посмотреть все фильмы, склеить всех девушек, заработать на однушку, вырастить ребенка, не сойти с ума, ссорясь с нелюбимой женщиной и бухая в гараже с мужиками.
Людям давно пора перестать использовать слова ‘пенсионер’, ‘деды’ как негативно окрашенные, просто потому, что им ещё не доступны многие открытия и осознания.
Никто, кроме пенсионеров, не может (в обычном мире) себе позволить ложиться спать рано, одеваться, как захочется, чудить, сколько влезет, делать что-то, потому что им так хочется, потому что от них уже никто ничего не ждёт, ничего не требует. Все любят своих бабуль не за то, что они пьют пивас и чинят тачки, и не за то, какая у нех насыщенная жизнь.
Мы их любим, потому что принимаем все их странности, а они взамен нас кормят и балуют, ибо понимают, как в этом холодном и жестоком мире важно быть сытым и довольным.
Они могут наслаждаться неспешностью, им не нужно переживать о том, как все погано и несправедливо. Они просто живут и делают выбор в свою пользу.
Нам стоит многому у них поучиться.
Люди относятся к этому с презрением, потому что это ‘скучно’, ‘пресно’ и не соответствует ожиданиям, ведь это так непохоже на фильмы и сериалы, где все пьют, ходят в клубы, и веселятся напропалую. Они не могут понять, чего хорошего в уюте, привычках, заботе о себе, в том, чтобы знать, кто ты и чего стоишь.
Самое смешное, что все эти молодые весельчаки и прожигатели жизни, которые высмеивают дедов, определившихся с любимым кафе, занятием, человеком, спортом, который их наполняет, с книгами, мыслями, сами не понимают, что мечтают все о том же – о размеренной и счастливой жизни, которая наполнена не ожиданием пятницы и отпуска, а счастливыми событиями, поддержкой, пониманием, общением со стоящими людьми, саморазвитием и любовью к себе.
Пока их жизнь состоит из похмелий, случайного секса, дерьмовой работы, маленькой зарплаты, родителей, которые капают на мозги, мужа-алкаша или стервы жены, и они считают, что это весело и «молодежно», а потом смотрят на себя со стороны и говорят: вот это трындец, вот это я вляпался, что же я творю такое, когда же они все перестанут орать и чего-то требовать, и дадут мне просто побыть…пенсионером?