ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ КЛАССИЧЕСКОГО КИТАЙСКОГО ТАНЦА ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ОН ИДЁТ ОТ СЕРДЦА ИСПОЛНИТЕЛЯ
Автор: Minghui
«Представление Shen Yun произвело на меня глубокое впечатление. Особенно удивили танцовщицы, которые казались неземными существами — настолько изящными, грациозными и возвышенными были их движения», — сказала поклонница Shen Yun из Китая.
Они действительно передали образ женщины традиционного китайского общества, её благородство, добродетель, красоту и мудрость, и это была естественная, непринуждённая элегантность, которая исходила из сердца и души каждой исполнительницы.
Компартия Китая (КПК), взяв в 1949 году под свой контроль страну, начала систематически разрушать культуру и нравственность, которые были основой жизни китайцев на протяжении последних пяти тысячелетий.
Жестокость партии достигла апогея во время «Культурной революции» (1966–1976), когда традиционные ценности были полностью искоренены и заменены культурой классовой борьбы КПК.
Китайцы были фактически оторваны от своих культурных корней и стали «сиротами», утратившими чувство принадлежности к предкам и определяющие традиционные ценности.
В результате образ «цзюньцзы» («благородного мужа»), ценившего справедливость выше личной выгоды, практически стёрся в китайском обществе. С каждым днём мы всё больше отдаляемся от истории тех людей, которые превыше всего ценили честность и благородство. А прекрасные черты традиционной китайской женщины исказились до неузнаваемости.
В своём стремлении к насильственной революции и вечной классовой борьбе компартия Китая намеренно стирала различия между мужчинами и женщинами. Она отвергала ценности традиционной женственности, осуждая их как «тормозящие наклонности феодального общества». Партия хотела создать «железных женщин», которые «делали бы всё, что прикажет им партия».
Десятилетия спустя в Китае появилось великое множество «современных женщин» — агрессивных, грубых, крикливых и властных. В дополнение к этому многие из них из-за финансовой независимости приобрели огромное эго, что почти лишает возможности найти в них достоинства, которыми обладали их праматери.
Согласно концепции об инь и ян, краеугольном камне традиционной китайской культуры, мужчины обладают природой ян. Это значит, что они склонны быть сильными и стойкими. Женщины же обладают природой инь, которой свойственна нежность и мягкость. Это создаёт баланс между инь и ян, гибкостью и силой, грациозностью и властолюбием, благодаря чему мужчины и женщины живут вместе в гармонии. Каждый поддерживает другого своими сильными сторонами.
Однако сегодня в Китае многие женщины нарушили этот баланс, всесторонне контролируя своих мужчин и управляя ими, не оставляя им возможности «свободно дышать». Мужчины робки и боязливы, не имеют права голоса в семьях, в то время как женщины берут под контроль каждый шаг своих мужчин: от финансов до психического состояния. Теплота и взаимопонимание, которые характеризуют здоровую семейную жизнь, отсутствуют, что приводит к увеличению числа разводов и внебрачных связей.
При возникновении проблем люди часто ищут поверхностные причины, не докапываясь до корня. В этом случае первопричиной является испорченность нравственности людей, поскольку они всё дальше отклоняются от норм морали, тысячелетиями поддерживавших человечество.
«Я и в себе вижу это испорченное мышление. С одной стороны, я хочу, чтобы муж был сильнее меня, имел «сердце льва», присущее настоящему мужчине. С другой — стараюсь превосходить его и требую, чтобы он слушал меня. Неудивительно, что муж всегда пребывает в растерянности и не знает, что делать, чтобы я была счастлива. Может ли женщина, руководствуясь подобным нездоровым мышлением, поддерживать счастливую семейную жизнь?
«Я получила большую пользу, посмотрев представление Shen Yun. Исполнители Shen вдохновили меня, показав, как мы можем возродить и проявить достоинства традиционных китайских женщин в нашем современном мире».
«Ниже я хочу поделиться несколькими историями».
Танцевальный стиль, сформированный великолепным культурным наследием
Цао Сян, педагог-хореограф в Академии искусств Фэй Тянь и бывшая солистка труппы Shen Yun, говорит, что классический китайский танец имеет особый стиль и индивидуальность. Этот чрезвычайно яркий в своих выражениях танец предъявляет уникальные требования к внутреннему облику исполнителя. Самое главное, это выражение великого культурного наследия Китая, обогащённое подтекстами и иносказаниями, почерпнутыми из опыта китайского народа, накопленного на протяжении всей истории.
Облик исполнителя и манера движения в классическом китайском танце отличают его от большинства других танцевальных форм. Внутреннее содержание (юнь) добавляет дополнительный слой чувств к каждому движению и исходит из ценностей, которых китайцы придерживались тысячелетиями: чистоты, честности, милосердия и красоты.
«Изучение классического китайского танца включает тренировку духа, силы и сознания человека. Поэтому при изучении классического китайского танца характер и поведение человека будут меняться к лучшему по мере того, как он овладевает техникой танца — шаг за шагом, даже если сам человек этого не осознаёт, — сказала Цао. — Например, танец может сделать застенчивого, нервного ребёнка весёлым и оптимистичным. Непослушный, озорной ребёнок становится уравновешенным и сильным.
В представлении Shen Yun танцоры-мужчины — мощные и динамичные, они полны энергии и излучают потрясающую жизненную силу. Танцовщицы демонстрируют скромность, грацию и благородство, которые отражают глубинную суть женщины».
Миранда Чжоу-Галати — ещё одна солистка Shen Yun, которая в полной мере изучила образ традиционной китайской женщины, чтобы показать его на сцене.
«Скромность очень важна, — сказала Чжоу-Галати. — Изучая классический китайский танец, мы узнаём много нового из традиционной китайской истории и культуры. Это в свою очередь отражается в том, как мы танцуем, точно так же, как стихотворение является отражением внутренней сущности поэта».
Её опыт в оттачивании образа Хуа Мулань на сцене показывает, как танцовщицы коллектива Shen Yun совершенствуют своё мастерство и самих себя.
«Мулань, девушка, которая пошла на войну вместо престарелого отца, должна была быть намного сильнее и храбрее, чем другие девушки её возраста», — сказала Чжоу-Галати.
Миранда долгие часы проводила в библиотеке, читая книги и исторические тексты, в которых задокументирована история Хуа Мулань. Помня об этом, она бесконечно отрабатывала движения перед студийным зеркалом, стараясь найти характерные жесты, которые могли бы точно передать характер героини.
Исследования Чжоу-Галати позволили ей глубоко понять грани мышления персонажа и обнаружить две разные стороны личности Хуа Мулань. Первая — это воин, решительный и твёрдый, которому хватило духа, чтобы взять на себя командование армией. Вторая — это дочь, образ, к которому она вернулась, сняв доспехи. Эта Хуа Мулань была нежной, грациозной и преданной отцу и семье.
«Чтобы выразить юнь (внутреннее содержание) в танце, я прочитала много книг о китайской культуре. Так как физические движения аутентичного классического китайского танца часто построены на фрагменте истории или культуры, они наполнены богатым смыслом, — сказала Чжоу-Галати. — Исполняя роль в танцевальной постановке, я сначала просматриваю историю героини и узнаю, что делает её такой особенной, какова её личность, и какие эмоции и мысли возникают в её сознании, когда она сталкивается с ситуациями».
Сочетая изучение характера героинь с обучением танцевальному мастерству, Чжоу-Галати постоянно углубляла своё понимание традиционной китайской культуры. В этом процессе она осознала глубокое значение своего влияния, как танцовщицы коллектива Shen Yun.
«Древние китайцы обращали большое внимание на нравственность, что является также самым важным компонентом классического китайского танца и других традиционных форм китайского искусства», — подчеркнула она.
«По-настоящему поняв внутренние качеств персонажа, которого играю, я пробую выполнять разные танцевальные движения, чтобы почувствовать оттенки смысла, передаваемые каждым движением, и посмотреть, какие из них лучше всего могут передать достоинства персонажа. Таким образом, герои, которых я изображаю, могут искренне тронуть сердца зрителей и помочь им оценить красоту и ценность традиционной китайской культуры».
Танцевальный стиль, идущий от сердца
Более 20 лет назад маленькой девочке из Тайваня приснился сон. Во сне она поднялась на Небо и увидела группу Сяньнюй (Небесных дев), танцующих среди облаков. Их одежда была сделана из бледно-жёлтого тончайшего шёлка, а изысканные движения излучали сияющую тёплую энергию.
Увидев эту сцену, девочка не смогла сдержать волнения.
«Я хочу танцевать с ними!» — воскликнула она.
В 2008 году эта девочка по имени Тиффани Линь приехала из Наньтоу (Тайвань) в Нью-Йорк, чтобы начать обучение в качестве танцовщицы Shen Yun. Во время учёбы она обнаружила, что некоторые из танцев, которые она изучала, были такими же, какие она увидела во сне много лет назад.
Линь с детства получала образование, основанное на принципах традиционной китайской культуры, что помогло ей оценить и передать в своих выступлениях душу классического китайского танца.
«Классический китайский танец требует, чтобы исполнитель вкладывал в танец своё сердце. Это танцевальная форма, в которой движение начинается из самой глубины вашего существа и распространяется вовне. Вы руководите своими движениями сердцем, а затем ваше тело следует за ним, — сказала она. — Поэтому, когда танцор исполняет танец от всего сердца, выступление получается очень эмоциональным и впечатляющим. Оно может разрушить барьеры между нациями и культурами, чтобы люди во всём мире могли понять истории и внутренний смысл, заложенный в наших танцах».
Сяньню (Xian’nü) олицетворяют ангельскую красоту божественных существ, а янко (yangko) демонстрирует очарование простоты и высокий дух. Если вы сможете найти красоту в каждом предмете и выразить её в своём танце, зрители почувствуют это и насладятся танцем.
Выступления Линь и всех исполнителей труппы Shen Yun не только не имеют равных себе в технике, но и очень искусны в том, как они передают эмоции и внутреннее мышление персонажей. Это разница, которую зрители могут почувствовать, и многие из них говорили:
«Они танцуют всем своим существом!» и «Их танцы такие живые!»
Линь верит, что причина, по которой зрители находят танцы коллектива Shen Yun такими трогательными, связана с присущей классическому китайскому танцу природой истинной красоты и истинной чистоты.
«Определяющей характеристикой классического китайского танца является то, что он идёт от сердца исполнителя. Вы должны начинать каждое движение из своего сердца, затем оно соединяется с каждым слоем жизни, существования. Кроме того, наше выступление несёт в себе послание, вдохновлённое Богом, которое требует, чтобы мы, танцуя, использовали ещё более чистое сердце и милосердие. Я считаю, что именно поэтому зрители чувствуют, что мы танцуем всем своим существом», — сказала она.
«Искусство возникло из божественного, и все самые ранние произведения искусства человечества демонстрировали связь с Богом. Цель искусства состоит в передаче величия и милосердия Богов, чтобы люди тянулись к доброте. Поэтому я считаю, что чем ближе форма искусства к божественному, тем она выше».
Источник: The Epoch Times