Найти тему
От Байкала до Амура...

Богатые правнучки. Прадеды «подарили» им мосты

Александр Зяблицев, известный мостостроитель, бывший главный инженер Мостоотряда №5, в настоящее время проживает в г. Красноярске. Активно сотрудничает с каналом. На этот раз решил соорудить «мостик» от прошлого к настоящему.

Настоящее – богатые правнучки. Их знаменитые прадеды подарили им мосты, которые соединяют не только берега…

Читаем и комментируем!

Из хроники Александра Зяблицева
Из хроники Александра Зяблицева

Бригадир комплексной бригады

Александр Александрович Шестак. Ветеран Великой Отечественной войны, проработавший в Мостоотряде № 5 более 30 лет. Он был бригадиром комплексной бригады. Родился Александр Александрович в семье сельского учителя 18 сентября 1925 года в с. Ленинское Долинского района Кировоградской области Украинской ССР. Рано стал сиротой, по окончании семилетней школы трудился разнорабочим. Когда началась война, ему не исполнилось и 16 лет.

В августе 1941 года Кировоградская область была захвачена. Начались тяжелейшие годы оккупации. Когда Красная армия освободила село Ленинское от захватчиков, Александр ушел добровольцем на фронт. Гвардии сержант Шестак А.А. всю войну был наводчиком, а потом командиром орудия батареи Гвардейского полка 81 Гвардейской дивизии. Дважды был ранен и контужен.

За мужество и героизм, проявленные в боях, награжден Орденом Отечественной войны I степени и Орденом Красной звезды, а также шестью медалями (в том числе двумя медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За взятие Вены»).

Александр Александрович Шестак
Александр Александрович Шестак

В мирные – послевоенные годы Александр Александрович проходил военную службу на Камчатке, а после увольнения в запас вернулся с женой на Украину. Нужно было поднимать страну из руин, восстанавливать города, фабрики, заводы, железные и автомобильные дороги с искусственными сооружениями.

В то время на Украине на строительстве и восстановлении больших и малых мостов дислоцировался Мостовосстановительный отряд № 5, в который Александр Александрович и был принят на работу монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций.

С Мостоотрядом № 5 он прошел долгий трудовой путь, до 1979 года на целине в Казахстане, на железной дороге Абакан – Тайшет, подходе к Саяно-Шушенской ГЭС, на автодорогах Абакан – Кызыл, Ак-Довурак – Госграница, Хакасии, дорогах в Красноярском крае и БАМе.

Вместе с Александром Шестаком - молодые руководители Мостоотряда №5
Вместе с Александром Шестаком - молодые руководители Мостоотряда №5

За эти годы он участвовал в строительстве и восстановлении более 100 мостов самых разных по сложности и протяженности.

За многолетний и добросовестный труд, умелое руководство комплексной бригадой, неоднократно занимавшей призовые места во Всесоюзном и отраслевом социалистическом соревновании, Александр Александрович был награжден высшей государственной наградой СССР «Орденом Ленина», орденом «Трудового Красного Знамени», десятью медалями.

Из хроники Александра Зяблицева
Из хроники Александра Зяблицева

Не хотел быть обузой для коллектива

Виталий Владимирович Ивойлов. О нём вспоминает ветеран БАМа, заместитель начальника Мостоотряда №5 Александр Антонов: «С Виталием Владимировичем Ивойловым мы встретились в 1980 году на строительстве автодорожного моста через реку Лена в г. Усть-Куте.

Он работал монтажником в бригаде Павла Мазуркевича на сооружении опор, а я мастером, участком руководил Борис Филипповский. Потом было много разных объектов, сложных и не очень».

Виталий Владимирович Ивойлов
Виталий Владимирович Ивойлов

- В январе 1986 года приступили к монтажу металлоконструкций неразрезного пролетного строения автодорожного моста через реку Лена в г. Усть-Куте. Виталий Владимирович уже был пенсионером, но продолжал трудиться монтажником в бригаде Мазуркевича П.П. Он всё время хотел работать на высоте. И это в свои 56! По этому поводу у нас с ним часто возникали разногласия.

Дело в том, что я его не пускал наверх по медицинским показаниям. Он при случае жаловался на меня начальнику Мостоотряда Борису Филипповскому или главному инженеру Александру Зяблицеву – никогда не хотел «быть нахлебником» или обузой для коллектива, а трудился наравне с молодыми ребятами, несмотря на возраст и награды, - продолжает Александр Антонов.

Мосты соединяют берега...
Мосты соединяют берега...

Виталий Владимирович Ивойлов родился в 1930 году в многодетной крестьянской семье, которая проживала в ту пору в деревне Бариново Ярославской области. С ранних лет Виталию довелось познать, что такое тяжелый крестьянский труд. Сначала Финская война, потом Великая Отечественная. Почти всех мужиков, в том числе и отца Виталия забрали на фронт. Больная мать с пятью малолетними детьми осталась одна.

А вскоре пришла похоронка на отца, погибшего во время бомбежки в санитарном эшелоне. Фронту требовался хлеб и всё то, что еще могли дать тыл и деревня. Поэтому девчонкам и мальчишкам, сверстникам Виталия, не зная выходных и праздников, приходилось от зори и до зори выполнять всю тяжелую работу.

Из хроники Александра Зяблицева
Из хроники Александра Зяблицева

В возрасте 14 лет Виталий был мобилизован в ФЗО, где прошел обучение по рабочей специальности «монтажник». Для дальнейшей работы его направили в г. Оренбург, где в то время велись работы по восстановлению разрушенных войной железнодорожных мостов.

После войны Виталий Владимирович восстанавливал и строил мосты в Оренбургской, Саратовской, Ульяновской, Куйбышевской областях, а также на Урале.

На строительство БАМ в Мостостроительный отряд №5 Виталий Владимирович прибыл в 1975 году со всей своей многодетной семьей, имея пятерых детей (три дочери и два сына) уже высококлассным монтажником. Строил мосты на Урале, в Оренбургской области, имел уже правительственные награды, в том числе орден «Знак Почета».

Более десяти лет Виталий Владимирович активно трудился в Мостостроительном отряде №5 в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций, звеньевого и бригадира комплексной бригады мостостроителей, пользуясь заслуженным авторитетом и уважением коллег.

За эти годы при участии Виталия Владимировича возведено много мостов и других искусственных сооружений – таких как железнодорожный и автодорожный мосты через реку Лена, мосты на вторых железнодорожных путях линии Тайшет – Лена, по трассе БАМ, закрытый проезд по ул. Горького в г. Усть-Кут Иркутской области.

За многолетние производственные успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Виталий Владимирович Ивойлов был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена «Ленина» и золотой медали «Серп и Молот», а также награжден орденами «Октябрьской Революции» и «Трудового Красного Знамени».

Спасибо, что остаётесь с нами!

С Великим праздником Вас - С Днём Победы!

А вам приходилось работать с этими известными мостостроителями?