Спортсменов готовят физически, тренируют их выносливость, развивают мастерство…
Но кто обучает спортсменов выдерживать то зашкаливающее напряжение, которое является непременным атрибутом олимпийских игр с давних времен?
Кто учит спортсменов управлять стрессом, создавать нужные состояния, поддерживать должный уровень мотивации?
А кто учит представителей других профессий, взрослых и детей, заниматься своими эмоциональными состояниями и управлять ими наряду с тем, как нас учат управлять своим физическим здоровьем и своим телом?
Огромное количество статей, выступлений и тренингов посвящено занятиям спортом на профессиональном и любительском уровне, еще больше материалов по различным нетрадиционным методикам укрепления здоровья, как то: йога, различные дыхательные гимнастики и все в таком духе...
Но вот о том, что наша психика нуждается в такой же тренировке и обучении навыкам управления ею, особенно никто не говорит.
А между тем, я уверена, что уроки психологии с первого класса должны стать неотъемлемым атрибутом школьного образования, ведь если человек не способен управлять собой, как он сможет управлять, пусть не всем миром, хотя и это тоже, но хотя бы своей судьбой?
С 2002 года я занимаюсь спортивной психологией и до сих пор так и не увидела серьезного отношения спортивных чиновников, тренеров и спортсменов к этой очень важной для тех, кто стремится к успеху, науке.
Как не увидела серьезного отношения к этой теме и тех, кто по роду своей деятельности просто обязан не только интересоваться психологией на любительском уровне, но являться серьезным апологетом этой области знаний, а именно - представителей образования от министерства до средней школы.
Каким образом люди, работающие в образовании, намерены образовывать ("образование" и "образовывать" - слова одного корня) подрастающие поколения, не используя самые передовые психологические знания в своей работе - большой вопрос.
Каждый знает, что «все идет от головы», то есть именно голова — тот центральный пункт управления, от качественной работы которого зависят результаты наших усилий. И вместе с тем, никто не задается вопросом как управлять этим центром, как будто знание дается априори — до рождения. Но это далеко не так.
Если для управления автомобилем, необходима учеба, что же говорить об управлении психикой?
Сегодня передо мной сидит группа спортсменов, в данном случае вид спорта не имеет решающего значения для проведения тренинга и получения отличных результатов.
Законы психологии универсальны, ведь их носителем является человек вне зависимости от того, какой профессиональный вид деятельности он выбрал для себя.
Поэтому я и выбрала в качестве примера мой непосредственный опыт работы с конкретной группой спортсменов, чтобы на этом примере показать, как я работаю со спортсменами (неважно в групповом или индивидуальном варианте) и каких результатов можно достигнуть, работая таким образом.
Представляюсь ребятам. Немного рассказываю о себе.
Я профессиональный психолог с большим опытом работы в этой сфере — более 40 лет.
В спортивную психологию пришла в 2002 году.
Имею огромный опыт решения спортивно-психологических задач и отличные результаты этой работы, если она выполняется совместно со спортсменом, то есть спортсмен тоже работает.
Невозможно отдельно от человека «вырастить» руку или ногу — это только кажется, что они растут как бы «сами», а на самом деле в организме происходят определенные процессы, которые приводят к увеличению массы и размеров той или иной части тела человека.
Точно так же невозможно создать уверенность или успешность вне самого желающего это приобрести.
Человек обязан запустить определенные процессы внутри себя, которые приведут к увеличению уверенности или к возрастанию успешности.
И сделать может это только сам человек!
Для чего же тогда нужен психолог?
Психолог нужен для того, чтобы, используя свои профессиональные знания и наработанные техники и методики, совместно с клиентом запустить эти процессы и научить клиента ими управлять.
Вы же проходите курсы управления автомобилем прежде, чем сесть за руль авто. Вы понимаете, что если вы не пройдете курсы, то обеспечите себе большие проблемы в совсем недалеком будущем…
Да и потом первое время вы ездите с инструктором, то есть вам, начинающему автолюбителю, еще нужна опора в виде более крутого специалиста для того, чтобы чувствовать себя уверенно за рулем.
А кто проводит курсы управления собственной психикой? Да никто!
Любому человеку нужны эти знания, чтобы, идя по жизни, не свалиться в кювет!
Человек становится педагогом в первую голову, а уже потом представителем (тренером) своего вида спорта или преподавателем того иного предмета из области человеческих знаний.
Его задача перенести свои знания в чужую голову. Да так, чтобы они остались в этой "чужой" голове надолго, а еще лучше, если навсегда.
А разве каждый из нас вне зависимости от того, где и каким образом он зарабатывает деньги на жизнь, чем занимается в свободное время и что ему интересно, не является педагогом самому себе?
Разве мы с вами не ведем постоянные разговоры с самими собой в режиме нон-стоп? И разве не важно то, что мы сами себе говорим?
Но об этом - чуть позже.
Однако, согласитесь, то, что мы говорим себе сами, ведет к появлению тех или иных эмоциональных состояний и стресса в том числе.
Да сих пор стоит в памяти картина, когда тренер по футболу взрослой футбольной команды, в которую я пришла, чтобы предложить свои услуги БЕСПЛАТНО, — я тогда только начинала заниматься спортивной психологией, мне нужно было просто наработать опыт, — сказал мне свою знаменитую на все времена фразу: «Тренер — лучший психолог!»
Многие тренеры и преподаватели, да и просто люди, не имеющие отношения к преподавательской деятельности, до сих пор думают так, хотя с той поры прошел уже десяток лет.
В чем главный и основной смысл обучения?
Обучение, по большому счету, это осознание тех фактов, которые уже хранятся в нашем бессознательном. Об этом говорят многие ученые — психологи и философы.
В психологии давно известно: назвать — значит осознать.
Человек, не ставящий перед собой конкретных осознанных целей, как правило, находится в состоянии стресса значительно чаще, чем человек ясно и четно понимающий, куда он идет и к чему стремится
Недаром вторая часть книги посвящена постановке цели. Целая часть книги.
Это должно продемонстрировать, насколько это важно - правильно и грамотно ставить цель, чтобы не оказаться в тенетах хронического стресса.
Удивительная вещь, но человек, который по жизни больше рискует, ставя перед собой амбициозные задачи, гораздо меньше подвержен стрессу, чем тот, кто выбрал для себя "день сурка".
Поэтому, чтобы выйти из хронического стресса в режиме нон-стоп, чтобы перестать бояться и начать жить, нужно воспитывать у себя качества победителя.
Одной из характернейших черт психологии победителя является четкое понимание цели. Такой человек всегда знает, куда он идет и все свои шаги он совершает осознанно, то есть неся полную ответственность за результаты своего выбора.
Но кто же такой победитель? Носителя каких черт личности и характеристик мы будем называть победителем?
Мне больше всего нравится подход, высказанный известным исследователем и психологом Эриком Берном. Вот что он говорит по этому поводу:
«Победитель определяется как человек, который выполняет свой контракт с миром и с самим собой. То есть он принимается за что-то, говорит, что он собирается сделать и, в конце концов, делает это. Его цель по контракту может состоять в том, чтобы обзавестись четырьмя детьми, стать президентом корпорации, прыгнуть на шесть метров, опубликовать хорошую новеллу, создать искусственный ген или сбить десять вражеских бомбардировщиков. Если он достигает своей цели — он победитель. Если он не имеет детей, остается кладовщиком, растягивает связки на пяти метрах, довольствуется газетными репортажами, оказывается сбитым при первом вылете, ясно, что это неудачник. Если он имеет троих детей, становится вице-президентом, прыгает на пять метров девяносто сантиметров, публикует детектив, открывает новую аминокислоту или сбивает девять бомбардировщиков, этот человек, по крайней мере, не проигравший, но и не победитель. Важно, что цель устанавливает он сам…».
Другими словами, каждый сам устанавливает свою планку, на которую он собирается прыгнуть по жизни, но успех приходит только в том случае, если человек берет ту высоту, которую сам себе наметил.
В такой трактовке, говоря о победителе, мы, по сути, говорим о способности человека достигать поставленную цель.
Чуть позже мы узнаем, что мало сформулировать желание, это надо сделать определенным образом для того, чтобы из хотелок оно превратилось в цель.
Сейчас для нас важно понять, что этим процессом возможно управлять, так как достижение цели, как и любое другое действие, построено по определенным законам. Хоть это и законы психологические, большинству нашего народа неведомые…
А, если есть закономерность, значит, следуя ей, можно управлять и всем процессом, подверженным действию этой закономерности.
Есть еще один интересный аспект, который следует оговорить в самом начале.
Это некая Модель успешности, основанная на том, что Победитель, Чемпион свои достижения основывает на очень хорошо усвоенных общих профессиональных навыках и умениях, без освоения которых в принципе не может состояться специалиста в данной области. Однако у Чемпионов над общими профессиональными навыками и умениями есть некая надстройка, которая и отличает их от большинства.
Это могут быть ресурсы любого вида — в ментальности, в психологии, в эмоциональной сфере, в чисто профессиональных умениях и навыках…
Модель мастерства можно мысленно представить себе как две ступеньки, нижняя из которых представляет собой знания, умения и навыки, необходимые для овладения данным видом деятельности, а верхняя ступенька — это те особенности, которые отличают мастера от ремесленника.
Для того чтобы быть профи в любой области, необходимо овладеть технико-тактическими умениями и навыками, свойственными данному виду деятельности, надо развиваться физически и поддерживать в хорошей физической форме свое тело.
Но этого недостаточно!
Должно быть еще что-то, что выделяет чемпиона, победителя из остальных участников "пробега" по жизни. И это «что-то» расположено уже на второй ступеньке. Задачей автора и читателя и будет выяснение того, что представляет собой это «что-то» и как его добиться.
Суть в том, что у Чемпионов это «что-то» есть, а у других его нет.
Поэтому Чемпионы вместо того, чтобы трястись от страха и беспокойства по поводу результатов еще несовершенных действий или еще не наступивших событий, просто заняты делом - они формируют эти результаты и эти события.
Значит мышление это то, что создало наш человеческий мир, мышление — это то, что влияет на результат.
И какой же вывод мы можем сделать из всего сказанного?
Вывод такой:
Я успешен ровно настолько, насколько мой способ мышления позволяет мне быть успешным!