Одно из немногих имен, связанных непосредственно с христианской культурой. Ведь в переводе это имя означает «воскресение». В славянской традиции этот образ был связан со святой Анастасией Узорешительницей. Хотя при жизни она лечила христианских узников, на Руси она почиталась как целительница и защитница беременных женщин, ей молились о легких родах — отсюда и прозвище.
При этом образ святой мученицы в славянской культуре претерпел удивительные метаморфозы. Дословное значение ее имени привело к почти точному отождествлению с любопытным персонажем народной мифологии — Неделей, олицетворением воскресенья как праздничного дня седмицы. В результате типичного смешения христианских и языческих верований возник образ Святой Недели. Такие представления особенно распространены среди восточных и южных славян.
Дело в том, что в народном воображении дни недели имели конкретный облик, мужской или женский. Мужскими днями были понедельник, вторник и четверг. Женскими — среда, пятница и воскресенье.
Например, понедельник представлялся седовласым старцем и привратником райской обители. Он допрашивал всех умерших о грехах, а в некоторых поверьях представал в образе славянского Харона, лично перевозящего души усопших через огненную реку. Если покойный соблюдал пост по понедельникам, то старец будет более приветливым. В день Яблочного Спаса (Преображение Господне) он раздавал яблоки грешникам, в то время как Бог одаривал плодами праведников.
Среда имела облик женщины средних лет в кичке (головном уборе замужних женщин), одетой в полотенца. Она наказывала ткачих, прях и вообще хозяек за работу в ее день. Например, в быличке Орловской губернии Среда пришла в полночь к ткачихе и пыталась задушить женщину вытканным ею полотном. Но рукодельница отогнала ее с помощью молитвы, а после пения петухов коварная Среда исчезла.
Если Среда воспринималась как отрицательный персонаж, близкий к нечистой силе, то Пятница была более противоречивым персонажем. Образ Пятницы прочно слился со святой Параскевой (тем более, что ее имя означает «подготовка к субботе)». Возник сложный культ Параскевы Пятницы, в образе которой можно найти некоторые черты, присущие Мокоши — главной женской богини славян.
В народных поверьях Пятница представала красивой молодой женщиной с распущенными волосами в белой сорочке и юбке, которая по ночам посещала избы и сурово наказывала тех хозяек, которые нарушают запреты дня. А именно: прясть, ткать и вообще заниматься любым рукоделием, а также стирать, купаться и пахать. Нельзя было даже расчесываться.
Причем перед нарушительницей она могла принять и более жуткий вид — в крови, исколотой веретенами, иголками и спицами тех женщин, которые работали в ее день. Считалось, что Пятница могла наслать слепоту на таких хозяев, ломоту в пальцах, а то и содрать кожу. Впрочем, искренней молитвой и покаянием ее можно было задобрить и даже получить от нее помощь — например, исцеление от недуга.
Поэтому женщины старались с ней дружить, так как верили, что святая Параскева Пятница поможет им во время родов. Кроме того, она почиталась и как покровительница брака, водяная и земляная матушка. Недаром деревянные статуи Параскевы Пятницы ставили около колодцев, а воду бросали нитки, шерсть, пряжу или ткани.
Кстати, в «Слове святого отца Пахомия о среде и пятке» сообщается, что Среда и Пятница, приняв ангельский вид, сопровождают праведников в рай.
На Русском Севере иногда встречается образ Параскевы Пятницы на обороте богородичных икон. У украинцев до XIX века бытовала традиция в одноименный день «водить пятницу». Женщину с распущенными волосами с песнями сопровождали до церкви, где и чествовали. Сербы верили, что святая Пятница является матерью святой Недели.
Вообще в балканских быличках и сказках святая Неделька помогает героям советом или подарком. Украинцы считают, что Неделя — это нарядно одетая молодая красавица, однако у нее суровый нрав. Как и Пятница, она наказывает женщин за несоблюдение запрета на женские работы в свой день. Особенно рисковали ткачихи. В наказание она могла даже отрезать пальцы. Однако в некоторых быличках она выступает в роли феи — если женщина вынуждена работать в воскресенье, но просит за это прощение, то Неделя помогает быстрее закончить работу.
Обеих святых жен, Параскеву и Анастасию, особенно почитали в северных губерниях и в Сибири. Их часто изображали на парных иконах. В народе обе ассоциировались с Богородицей, обе считались целительницами и покровительницами женщин и обе отвечали за конкретные дни седмицы. Разумеется, церковь порицала такое одушевление дней недели и призывала молиться непосредственно святым, а не связанным с ними Пятнице и Неделе. Однако несмотря на все усилия священников в обиходе границы между праведницами и языческими образами дней недели были почти неразличимы.
Несложно заметить, что Среда, Пятница и Неделя (Воскресенье) были тесно связаны с ткачеством, прядением и вообще рукоделием, которому в древности приписывалась особая сила, связываемая с умением сплести судьбу. Неслучайно богини судьбы у разных народов часто представляются пряхами. Поэтому нарушить запреты и поссориться с этими таинственными дамами означало испортить собственную судьбу, иногда не только свою, но и целого рода.
Во всех трех персонажах есть черты, которые сближают их не только с богиней Мокошью, но и с рожаницами, которые у древних славян определяли судьбу каждого человека при рождении и также воплощались в трех пряхах. Если в Европе языческие богини судьбы постепенно превратились в фей, то в наших краях они стали духами дней. Классический сюжет о том, как новорожденного одаривают богини судьбы, представлен в «Спящей красавице», но с вариациями он встречается во множестве сказок.
Интересно, что в Иране и Средней Азии тоже встречается подобный персонаж — Биби Сешанби, то есть госпожа Вторник. Ее почитают как святую покровительницу прях и ткачих. Так же называется обряд, который проводят местные женщины по вторникам. Они собираются на трапезу, славят Аллаха и читают одноименную сказку о сироте-пряхе, которую изводила злая свекровь. Во время ритуала участницы загадывают желания — например, просят счастливого замужества или рождения детей. Как и в случае с Неделей или Пятницей в Биби Сешанби также угадывается какая-то забытая древняя женская богиня.
Кстати, на Руси верили, что рожденные в воскресенье люди могут видеть духов и ангелов и при этом находятся под особым покровительством Бога. А в Англии считали, что такие дети привлекают особое внимание добрых эльфов и могут стать гостями в волшебной стране. Правда, от такого предложения лучше отказаться, ведь время в стране эльфов течет гораздо медленнее, чем на земле, да и выход из нее найти непросто.