Найти тему

«Бесы» Достоевского

Этот роман Федора Михайловича меня давно привлекал своим названием. Я начал его читать, но осилить смог лишь около сотни страниц. Мне показалось все настолько занудным, что просто не хватило терпения. Однако очень хотелось узнать содержание романа. Поэтому я решил посмотреть экранизацию, которую снял режиссер Владимир Хотиненко.

До чего же интересные темы Достоевский поднял в своем произведении. Расскажу о тех, которые меня больше всего зацепили.

Первое, что бросилось в глаза, это номинальное христианство. Люди в большинстве своем считают себя верующими, но, по сути, их вера не имеет никаких серьезных оснований. Например, один из героев Достоевского верит лишь потому, что он носит офицерское звание капитана. Однако бог, в которого он верит, совсем не такой, каким раскрывает Его нам христианство. Капитан верит в бога, который должен незамедлительно его покарать за разрубленную икону. Христос же нам раскрыл, что Бог есть любовь, что Он долготерпелив и многомилостив.

Есть в русском обществе и такие как Шатов, который осознает общую пользу от религии. По его убеждению русский человек, став атеистом, перестает быть русским. Тем не менее, сам Шатов именно в Бога не верует.

Для светской власти же православие – это всего лишь один из инструментов в деле управления людьми. Им нужна вера, «чтобы народ дурачить», как подметил предводитель местных революционеров Верховенский. Вот поэтому революционеры и ставили перед собой одну из целей разрушение церквей.

Самый колоритный персонаж, на мой взгляд, – это Кириллов, который христианскую веру перевернул просто с ног на голову. Основополагающим для Кириллова является не Богочеловек Христос, а человекобог. Где-то я уже что-то похожее слышал. Ах, да, в Эдемском саду змей именно так искушал Еву: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5). Через своего героя Кириллова Достоевский показал кризис и саморазрушение европейского гуманизма. Это, конечно, не значит, что гуманизм сам по себе является чем-то плохим. Просто у всего могут быть крайности. Даже у такой замечательной идеи как гуманизм.

Не удивительно, что с таким мировоззрением Кириллов считал, что Федька каторжник христианской веры, хоть он мог спокойной ограбить храм и убить церковного сторожа. Однако при всем этом Федька довольно смело критикует атеизм Верховенского и его кощунственные поступки по отношению к православным святыням. В этом я увидел, насколько была показушной вера у людей в Российской империи до революции.

А как здорово Достоевский показал тему псевдопокаяния. Ведь можно каяться в содеянном грехе искренне, с надеждой, что Бог простит, а можно просто из гордости, как это хотел сделать Ставрогин. Думая, что Бог его уже не простит, поэтому решил хотя бы прославиться за счет того, что совратил малолетнюю девочку.

А вот заметил эту неискренность мой любимый герой – митрополит Тихон. Он показан без всякой помпезности и заносчивости. Может он таким стал лишь, когда его отправили на покой, но в любом случае Достоевский показал, какими хочется видеть наших митрополитов и других архипастырей. Владыка Тихон показан добродушным старцем, любящим всех, готовым выслушать любого человека, не зависимо от того верит он или не верит в Бога. В сокровищнице сердца владыки Тихона найдутся слова утешения и поддержки для любого посетителя. Жаль только, что не каждый готов был принять эти дары от владыки. Одним из таких был Ставрогин. Митрополит Тихон сообщил ему радостную весть: «Христос простит, если только простите Вы сами себя. Он простит за намерение, за страдание Ваше великое. Поборите Ваше желание… Всю гордость и беса Вашего посрамите». Не позволила это сделать Ставрогину его гордыня, которая и погубила его.

Это далеко не все, что можно увидеть в четырех серийном фильме. Кинокартина, конечно же, намного богаче по своему содержанию, а в романе наверняка еще глубже раскрыты те темы, про которые я упомянул. Да и писал я не как кинокритик, потому что таковым не являюсь, а всего лишь как обыкновенный зритель. Не исключаю, что может я когда-нибудь запасусь терпением и данный роман Федора Михайловича, все-таки, дочитаю до конца. Ну, а пока мне хочется еще разок пересмотреть экранизацию Владимира Хотиненко.

P.S.

Если кто-то пожелает, то может для обсуждения в киноклубе или в литературном клубе использовать мою кинонарезку https://vk.com/video8010558_456239559