Найти тему
50,4K подписчиков

Жадность и глупость до добра не доведут

724 прочитали

1017-1018 годы

Германская империя

Когда умер правитель Саксонии герцог Бенно, ему наследовал сын - Бернард (вар.: Бернгард). Бернард быстро спелся с маркграфом Славии Теодориком, также не отличавшимся умом и сообразительностью, но крайне жадным и жестоким человеком. Поделив между собой земли славян, они стали безжалостно угнетать народы винулов (лютичей), ободритов и вагров, облагая их все новыми и новыми налогами. Такая политика привела к тому, что славяне решили, что им лучше вернуться в веру в прежних богов, чем быть христианами, которых грабят единоверцы.

Лю́тичи, лу́тичи — экзоэтноним полабского союза племён, живших между Одером и Эльбой. 
Самоназванием этого племенного союза было вильцы (нем. Wilzen, Wilsen, Wilciken, Wilkinen) или велеты (нем. Wieleten, Welataben; польск. Wieleci). Франкский историк Эйнхард упоминает, что вильцы называли себя велатабианами.
Лю́тичи, лу́тичи — экзоэтноним полабского союза племён, живших между Одером и Эльбой. Самоназванием этого племенного союза было вильцы (нем. Wilzen, Wilsen, Wilciken, Wilkinen) или велеты (нем. Wieleten, Welataben; польск. Wieleci). Франкский историк Эйнхард упоминает, что вильцы называли себя велатабианами.

Все началось с оскорбления, которое князю Мстивою (вар.: Мстиславу), правителю винулов (лютичей), нанёс маркграф Теодорих.

В 1017 году князь Мстивой (Мстислав) сватался к племяннице герцога Бернарда Саксонского. Тот обещал Мстивою (Мстиславу) свою племянницу, если Мстивой (Мстислав) примет участие в походе императора Генриха (правил в 1002-1024 гг.), правителя Священной Римской империи, в Италию. Мстивой (Мстислав) отправился в поход с тысячей всадников. Они почти все погибли в этом походе, что уже вызвало возмущение среди подданных Мстивоя (Мстислава).

Der Lutizenbund (983-1056/57). Grenzziehung angelehnt an Atlas zur Geschichte I, Haack Gotha 1973, S. 24. Stämme nach J. Herrmann et al., Die Slawen in Deutschland, Berlin 1985, Einbandskarte. Topographische Grundkarte (Küstenlinien, Flüsse, Höhen) von demis (gemeinfrei)
Der Lutizenbund (983-1056/57). Grenzziehung angelehnt an Atlas zur Geschichte I, Haack Gotha 1973, S. 24. Stämme nach J. Herrmann et al., Die Slawen in Deutschland, Berlin 1985, Einbandskarte. Topographische Grundkarte (Küstenlinien, Flüsse, Höhen) von demis (gemeinfrei)

Когда же Мстивой (Мстислав) обратился к герцогу Бернарду, по вопросу брака с его племянницей, маркграф Теодорик заявил, что не следует отдавать родственницу герцога собаке, а герцог отказал Мстивою (Мстиславу).

Й. Лелевель (Профессор Виленского Университета. (После восстания 1831 г. мигрировал в Париж ): Пишет: "Эти Велетабы, Вильцы дали себе третье наименование Лути, Лютичи, которое появляется позже, под которым они чаще всего упоминаются в иностранной литературе." И дальше даёт форму их произношения - написания: ЛУТИЧИ, ЛЮТИЦИИ....ЛИТЕВИЧИ! ЛИТЕВИЧИ, как одна из форм названия ЛЮТИЧЕЙ. (в Хронике 1179 года).
Й. Лелевель (Профессор Виленского Университета. (После восстания 1831 г. мигрировал в Париж ): Пишет: "Эти Велетабы, Вильцы дали себе третье наименование Лути, Лютичи, которое появляется позже, под которым они чаще всего упоминаются в иностранной литературе." И дальше даёт форму их произношения - написания: ЛУТИЧИ, ЛЮТИЦИИ....ЛИТЕВИЧИ! ЛИТЕВИЧИ, как одна из форм названия ЛЮТИЧЕЙ. (в Хронике 1179 года).

На что Мстивой (Мстислав) ответил: «За нашу службу нас уже собаками, а не людьми считают. Но если собака станет сильной, то сильными будут и укусы, которые она нанесёт», после чего уехал к себе домой.

На вече, собранном Мстивоем (Мстиславом) славяне заставили его поклясться, что он выступит против саксонцев вместе со своим народом.

В феврале 1018 года, воспользовавшись тем, что герцог Бернард восстал против императора Генриха, славяне восстали против саксонцев и отвергли религию Христа. А так как Мстивой (Мстислав) не отказался от христианской религии, ему пришлось бежать от соплеменников в город Шверин. Но и здесь ему не удалось отсидеться, так как жители Шверина также отреклись от христианской религии, вернувшись к своим старым богам. Мстивой (Мстислав) с большим трудом сумел избежать расправы и бежать в земли империи. К восставшим винулам (лютичам) присоединились ободриты и вагры, которые также в своих землях начали уничтожать все христианское.

Восставшие огнем и мечом прошлись по Нордальбингии и Славии, уничтожая всё, что имело хоть какое-то отношение к христианству. Разрушили и сожгли все до единой церкви. Захватили Гамбург, перебив в нём священников и многих жителей из числа христиан. Штурмом взяли Альденбург, где было особенно много христиан. Жителей всех перебили. 60 священников города увели с собой и замучили. Разрезав железом кожу на голове в форме креста, вскрыли у каждого мозг, потом связали им руки за спиной и водили по всем славянским городам, пока пленники не умерли. И это после того, как в течение 70 лет местные славяне были христианами, которым христианские проповедники вещали о любви к ближнему своему.

Административно историческая Нордальбингия – это западная часть современной немецкой федеративной земли Шлезвиг-Гольштейн. Название её переводится просто: «земли к северу от Эльбы/Лабы» (от «норд» – север и «Альба» – Эльба). Столицей исторической Нордальбингии, если можно так выразиться, был город Гамбург – один из самых богатых и важных городов Германии за всю её историю, являющийся вторым по величине и значению городом этой страны и по сей день. В XI веке Адам Бременский описывал Нордальбингию следующими словами:  
«Поскольку выпал удобный случай, мне кажется полезным рассказать о том, какие народы по ту сторону Эльбы относятся к Гамбургскому диоцезу. Последний ограничен с запада Британским океаном, с юга – рекой Эльбой, с востока – рекой Пеной, впадающей в Варварское море, а с севера – рекой Эйдер, которая отделяет данов от саксов. Есть три племени заэльбских саксов: первые [живут] у океана и [зовутся] дитмарсами; их главная церковь [находится] в Мельдорфе; вторые – гользаты – зовутся так по лесам, в которых живут; через их [землю] протекает река Стурия; церковь их [расположена] в Шонфельде. Третьи и самые благородные [среди них] зовутся штурмарами, поскольку народ этот склонен к частым возмущениям. Между ними возвышает свою голову митрополия – Гамбург, некогда сильный воинами и оружием, счастливый землёй и плодами, а ныне открытый в наказание за грехи и обращённый в пустыню» (Адам, 2-17).
Административно историческая Нордальбингия – это западная часть современной немецкой федеративной земли Шлезвиг-Гольштейн. Название её переводится просто: «земли к северу от Эльбы/Лабы» (от «норд» – север и «Альба» – Эльба). Столицей исторической Нордальбингии, если можно так выразиться, был город Гамбург – один из самых богатых и важных городов Германии за всю её историю, являющийся вторым по величине и значению городом этой страны и по сей день. В XI веке Адам Бременский описывал Нордальбингию следующими словами: «Поскольку выпал удобный случай, мне кажется полезным рассказать о том, какие народы по ту сторону Эльбы относятся к Гамбургскому диоцезу. Последний ограничен с запада Британским океаном, с юга – рекой Эльбой, с востока – рекой Пеной, впадающей в Варварское море, а с севера – рекой Эйдер, которая отделяет данов от саксов. Есть три племени заэльбских саксов: первые [живут] у океана и [зовутся] дитмарсами; их главная церковь [находится] в Мельдорфе; вторые – гользаты – зовутся так по лесам, в которых живут; через их [землю] протекает река Стурия; церковь их [расположена] в Шонфельде. Третьи и самые благородные [среди них] зовутся штурмарами, поскольку народ этот склонен к частым возмущениям. Между ними возвышает свою голову митрополия – Гамбург, некогда сильный воинами и оружием, счастливый землёй и плодами, а ныне открытый в наказание за грехи и обращённый в пустыню» (Адам, 2-17).

Так же поступали и с прочими христианскими священниками, безжалостно истребляя всех жителей Славии и Нордальбингии, кто верил в Христа. А виновниками данных зверств и жестокости были двое жадных глупцов: герцог Бернард Саксонский и маркграф Славии Теодорик. За свои деяния маркграф Теодорик был лишён императором должности и всего наследственного владения. Его сделали священником в Магдебурге, где он закончил свою жизнь в бедности.

Мстивою (Мстиславу) повезло больше. Он сумел сохранить часть своих богатств и дожил до глубокой старости.

А вот правителям священной Римской империи пришлось потратить годы, чтобы восстановить свою власть и власть христианской церкви в восставших землях.

И, если отбросить "танцы с бубном" вокруг насаждения христианства, речь идёт о банальном "отжатии" земель у славян и постепенном их поглощении и переваривании как этноса.

(Источники: Гельмольд, Титмар Мерзебургский)