Установка и поверка счетчиков / фильтров для воды, датчиков газа – мошенники используют эти, казалось бы, простейшие бытовые услуги для того, чтобы залезть к нам в карман. Предостережения о бытовых аферистах озвучивают по телевизору, пишут на плакатах в учреждениях, но из года в год на эту удочку попадают сотни людей.
Сумма ущерба за одну такую «сделку» составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Одной из самых «дорогих» услуг - установка фильтров для воды. Тут мошенники просят раскошелиться на 25-30 тысяч рублей.
Жители многоквартирных домов занимают деньги, отдают последнее «лишь бы по нормативу не считали». А потом выясняется, что никакой необходимости в замене и установке прибора учета или фильтра не было. Все, что нужно было, это сказать «нет» мошенникам и уточнить в своей «управляйке»: имеет ли она отношение к установке приборов учета.
«МУП Регионвода» в объявлении? Не спешите отдавать свои деньги
Всё начинается с информационной атаки. На дверях подъездов и в почтовых ящиках появляются листовки-уведомления, в которых гражданам сообщают о ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ замене фильтров для воды в многоквартирном доме. Название организации, занимающейся установкой и запуском оборудования, внушает доверие и не вызывает подозрений. МУП, регион, вода – вроде то, что и должно быть, так ведь? Но это только на первый взгляд.
Потом, в дело вступают уже полевые специалисты: аферисты-продажники. Дальше, из истории нашего подписчика.
«Я уже заключила договор»…
Звонит мама и говорит: займи мне пожалуйста 20 тысяч рублей. Я тебе отдам, мне просто еще пенсия не пришла. Я в ответ: что произошло? Зачем тебе сколько? Сразу мысли в голову – что-то случилось, вдруг заболела, мы же недавно были у врача. Потом долгие «мытарства» по выуживанию «зачем». И вот, через 20 минут тяжелого разговора я выясняю – в доме мамы, ЦЕНТРАЛИЗОВАНО, устанавливают фильтры для воды.
Мама уже заключила договор, и ей бы уже поставили фильтр, но такой суммы, а за фильтр и его установку жулики хотят 20 тысяч рублей, у нее не оказалось. Вот она и позвонила сыну. От ярости и гнева у меня просто руки затряслись. У мамы пенсия ненамного больше этой суммы, всю жизнь проработала на советском предприятии, в свои года она верит людям и все еще переживает уход папы… А эти «шакалы» пытаются у нее выманить пенсию…
Так, деньги не отдала, это уже хорошо, договор подписала, это, конечно, проблема, но может быть не настолько большая. На когда договорилась чтобы пришли за деньгами? На завтра? Хорошо, я приеду. Приезжаю на следующий день в отчий дом, а там уже отверстие просверлено в мойке под «золотой» фильтр, у мамы в руках экземпляр договора, и объявление от «МУП Регионводы». Я спокоен, внутри только одно слово – «шакалы». Я был готов ко всему, на всякий случай еще друзьям позвонил, чтобы при необходимости «подскочить» могли, вдруг с расторжением «договора» проблемы будут. Но всё оказалось куда проще…
В назначенный час появился «специалист по продажам». Обувь свою, я заблаговременно убрал из коридора, чтобы не смущать «продавана» и ждал его появления в комнате. С мамой договорились, что она его запустит в кухню, а потом приду я. Ну что сказать, аферисту оказалось 20 лет, житель другого региона, студент ВУЗа на подработке, увидев меня, он сразу всё понял – «до оплаты договор силы не имеет, вот смотрите: я его порвал. Нет, вы нам ничего не должны, можно я пойду?»
Я его, конечно, отпустил. Потом посмотрел в интернете об этой организации – она действительно есть, а значит, договор на оказание услуг имеет юридическую силу. А вот то, что ставят они фильтр, который в магазине стоит ну максимум 2 тысячи рублей, так и что? Гражданин же добровольно отдаёт свои деньги… В соседском чате мы сразу же написали: не устанавливать никаких фильтров и не «вестись» на «разводы». Правда, к тому времени, эта контора уже свернула свою деятельность в районе и переместилась.
Сколько таких фильтров было установлено в доме, мы так и не узнали. Соседи не признаются.
«Не ведитесь…»
Итак, в подобных объявлениях о замене /поверке/ установке какого-либо прибора фигурируют слова «ЦЕНТРАЛИЗОВАННО», «немедленно», «с большой скидкой», «возможны штрафы», «будете по нормативу доплачивать». Если вдруг к вам пришли представители коммунальных служб, и вы слышите подобное, то это повод перепроверить информацию. Для этого можно позвонить или прийти в свою УК и уточнить уже у них.
Нужно помнить - ни «водоканал», ни «горгаз», ни другая официальная ресурсоснабжающая организация таким способом не взаимодействуют с гражданами. Чаще всего все официальные уведомления содержатся в квитанциях.
Можно ли вернуть деньги, если вы все же отдали их мошенникам
К сожалению, расторгнуть договор на покупку, вернуть счетчик/ датчик/ фильтр, а взамен получить назад свои деньги практически невозможно. Дело в том, что вышеуказанные приборы являются технически сложными товарами. Такие товары нельзя вернуть просто так, потому что не понравилось, в течение 14 дней после покупки. Сделать это можно только в случае неисправности. А неисправность доказывать нужно с помощью экспертизы.
Возможно оспаривание сделки по причине обмана. Однако оспорить сделку можно только в суде и при наличии соответствующих доказательств обмана. А это, к сожалению, очень сложно подтвердить. Ведь в договоре содержатся все условия покупки, гражданин самостоятельно все подписал. К тому же, при небольшом ущербе (несколько тысяч рублей) идти в суд малоэффективно. Больше денег уйдет на юристов и оплату госпошлины.
Возможен вариант обращения в полицию с соответствующим заявлением о совершении преступления в отношении вас. Вероятность, что лже-сотрудников найдут невысокая. Однако периодически в СМИ мелькает информация о поимке бытовых мошенников. Например, в 2021 г. в Москве вынесли приговор в отношении лиц, которые продавали «инновационные фильтры для воды».
Что делать в ситуации мошенничества с бытовыми услугами?
- Перепроверить информацию. Позвоните в управляющую компанию, уточните, есть ли там такие сотрудники, действительно ли необходимо менять счетчик или пришло время для поверки. Телефоны ресурсоснабжающих организаций содержатся в квитанциях.
- Если вам пришло уведомление в почтовый ящик - не обращайте внимание на данную информацию. Как было сказано выше, настоящее уведомление содержится в квитанции.
- Аналогично следует поступать с телефонными звонками – кладите трубку.
- Помните, что с 1 июля 2020 г. замена и установка электросчетчиков по закону бесплатна. Поэтому, если пришли его менять, то тут смело можно выпроваживать незваных гостей за порог.
- Можно проверить информацию о стоимости счетчика или фильтра в интернете. Вы удивитесь, но реальные цифры окажутся в несколько раз ниже, чем та стоимость, которую называют мошенники. Да еще и «со скидкой»!
И самое главное - не бойтесь говорить «НЕТ». Противостоять настойчивым продавцам крайне сложно, но речь идет не только о деньгах, но и о вашей безопасности. Получается, самая действенная защита – не «вестись»!
Помните, если вы всё-таки столкнулись с мошенниками, вы всегда можете обратиться к нам, в «Мошеловку». Берегите свою семью!
Это тоже интересно!
Мне нигде не дают займ. Но я нашел МФО, где не важна кредитная история!
«Мама, мне надо 100 тысяч!»: как телефонные мошенники могут украсть ваши деньги
Цифровой рубль: не дадим себя обмануть
5 художественных фильмов о мошенниках, которые стоит посмотреть
Как защитить родителей от мошенничества