Когда молодой бельгийский творец придумал радикально новый способ проектирования традиционных таунхаусов в Брюсселе – столице Бельгии, он раз и навсегда изменил историю архитектуры. Виктор Орта (годы жизни 1861-1947) родился в Генте (Бельгия) и был студентом Королевской Академии Изящных Искусств этого города. Позднее парень переехал в Париж – столицу Франции, где изучал архитектуру, после чего, в 1880 году, вернулся обратно в Бельгию. Он стал жить в Брюсселе и продолжил обучение в Королевской Академии Изящных Искусств бельгийской столицы.
Поворотным моментом в его жизни стало то, что он устроился на должность ассистента своего профессора Альфонса Бала (годы жизни 1818-1895) – человека, работавшего над проектированием Королевских Оранжерей города Лакена. Он прекрасно использовал знания, которые получил из этого опыта, и в своих собственных проектах. Они включали в себя использование железа при возведении традиционных жилых домов.
Он спроектировал первые в мире сооружения в архитектурном стиле модерн, но в дальнейшем отошёл от него, правда, позже снова к нему вернулся. В этой статье вы откроете для себя некоторые из самых известных сооружений, лично спроектированных Виктором Орта – одним из самых влиятельных архитекторов в истории человечества.
1 место. Дом Отрика
Дом Отрика был самым первым зданием, спроектированным Виктором Орта за всю его карьеру. Он завершил данный проект вскоре после того, как окончил Королевскую Академию Изящных Искусств города Брюсселя, а именно в 1893 году, когда его близкий друг Эжен Отрик (годы жизни 1860-1912) поручил ему спроектировать этот таунхаус.
Хотя планировка самого таунхауса и была сильно похожа на те таунхаусы, которые возводились в Брюсселе в ту пору, в нём уже были признаки зарождающейся архитектуры в стиле модерн, которая и сделала Орта всемирно известным. В данном контексте это была ступенька к совершенно новой форме архитектуры.
2 место. Отель Тассель
Отель Тассель по праву считается первым в мировой истории зданием в стиле модерн. Традиционный дизайн Дома Отрика оставил помещения сооружения слишком тёмными и мрачными. Но Орта решил эту проблему и интегрировал центральную стальную секцию, обеспечивающую отличный доступ ко всем комнатам в доме.
Что ещё более важно, он добавил на крыше окно, а это значит, что данная секция обеспечивала естественное освещение в каждой комнате здания. Этот революционный элемент в сочетании с хлыстовым дизайном интерьера делает данную постройку одним из самых влиятельных зданий конца XIX столетия.
3 место. Отель Сольвей
Отель Сольвей – это ещё один брюссельский таунхаус, спроектированный Виктором Орта и построенный в период между 1898 и 1900 годами. Он был возведён по заказу Армана Сольвея (годы жизни 1838-1922) – сына богатого промышленника и филантропа, сколотившего своё состояние на химической промышленности.
Что особо выделяет данный таунхаус, так это практически неограниченный бюджет для его строительства, позволивший Орта разгуляться на широкую ногу и использовать самые дорогие материалы, которые он так любил. Особняк включил в себя мрамор, оникс, бронзу, тропическое дерево и лестницу, украшенную бельгийским художником-неоимпрессионистом по имени Тео ван Рейссельберге (годы жизни 1862-1926).
4 место. Отель ван Этвельде
Отель ван Этвельде – ещё один особняк, построенный по заказу зажиточного человека, звали которого Эдмонд ван Этвельде (годы жизни 1852-1925). Он был близким соратником короля государства Леопольда II (годы жизни 1835-1909) и стал регентом противоречивого Свободного Государства Конго, находящегося в Центральной Африке.
Сооружение было построено в период между 1898 и 1900 годами, его внешний вид определяется стальной конструкцией, украшающей собой фасад здания. В интерьере интегрирован тот же тип центральной стальной конструкции, которую Орта уже прекрасно использовал в других своих проектах, она обеспечивала естественное солнечное освещение через световой люк на крыше строения.
5 место. Дом и Студия Орта
Дом и Студия Орта – это здание, также широко известное как Музей Орта, оно стало последним из четырёх таунхаусов, внесённых в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Другими в этом списке стали Отель Тассель, Отель Сольвей и Отель ван Этвельде.
Сооружение было возведено в период между 1898 и 1901 годами и служило как частной жилой резиденцией Виктора Орта, так и его мастерской. В наши дни оно служит музеем, в котором до сих пор хранится оригинальная мебель, созданная творцом, и некоторые из его личных вещей.
6 место. Бывший Магазин Вольферса
Бывший Магазин Вольферса – это название здания в Брюсселе, строительство которого было полностью завершено в 1909 году. Оно располагается в районе Аренберг, и было возведено по заказу ювелира по имени Филипп Вольферс (годы жизни 1858-1929). Первоначально здание служило ювелирным магазином в этой престижной части бельгийской столицы.
Первый этаж сооружения был построен из чёрного гранита, привезённого в страну из Швеции. Его интерьер определяют световые люки, которые когда-то освещали бывшую мастерскую ювелира. Мебель впоследствии была перемещена в Королевские Музеи Искусства и Истории города, но мраморная лестница, позолоченные перила и стеклянные витражи всё ещё украшают его.
7 место. Храм Страстей Человеческих
Храм Страстей Человеческих, также известный как Павильон Орта-Ламбо, является одним из немногих зданий в карьере Орта, в котором присутствуют элементы неоклассицизма. Оно расположено в северо-западном углу Парка Пятидесятилетия – прекрасного общественного места, на территории которого также присутствуют Арка Пятидесятилетия и другие памятники.
Это относительно небольшое здание находится к югу от Большой Мечети Бельгии, оно было возведено для размещения барельефа, созданного бельгийским скульптором по имени Жеф Ламбо (годы жизни 1852-1908), носившего название «Страсти Человеческие». Это практически единственная цель, которой храм и служит с тех самых пор, как в период между 1892 и 1896 годами его успешно возвели.
8 место. Бельгийский Центр Комиксов
Бельгийский Центр Комиксов – это огромное здание в самом центре Брюсселя, строительство которого было полностью завершено в 1905 году. Первоначально оно служило текстильным универмагом, и было известно как Магазин Вокез. С годами оно оказалось практически полностью снесено, а в 1970 данный магазин навсегда закрылся.
Ветхое здание было восстановлено в 1980 году, и несколько человек, в том числе несколько художников и авторов комиксов, решили перепрофилировать конструкцию, дабы она могла служить музеем, посвящённым истории комиксов в Бельгии. Структура здания определяется массивным световым люком, который доминировал над центральной его частью, обеспечивающей естественное освещение, как и в таунхаусах, проектировкой которых также занимался Орта.
9 место. Центр Изящных Искусств
Центр Изящных Искусств – это крупный культурный центр, являющийся частью так называемой «Горы Искусств» – художественного района бельгийской столицы. Обычно его называют словом «БОЗАР», что является прямой отсылкой к архитектурному стилю изящных искусств, в честь которого сооружение и было названо.
Это многофункциональное здание было возведено в 1929 году по проекту Виктора Орта, оно включает в себя выставочные площади и концертный зал, который служит родным домом для Национального оркестра Бельгии. Постройка имеет дизайн в архитектурном стиле ар-деко, который был типичным для перемен в последние годы творческой карьеры Орта.
10 место. Центральный Вокзал Брюсселя
Центральный Вокзал Брюсселя – один из трёх основных железнодорожных вокзалов, находящихся в бельгийской столице. Это вторая по загруженности станция на территории Бельгии сразу после станции «Брюссель-Юг». Строительство здания было запланировано в 1910 году, свой чертёжный проект Орта завершил к 1912. Первая Мировая война приостановила начальный этап застройки, который также включал в себя крупный план реконструкции города, в ходе которой было полностью демонтировано более 1 000 различных зданий, что происходило в 1920-ых годах.
В 1927 план по его строительству был отложен из-за финансовых ограничений, но в 1935 году возведение возобновилось. А дальше разразилась Вторая Мировая война, и стройка вновь была заморожена. Орта так и не увидел полностью завершённого здания, так как окончание возведения этого увлекательного проекта мастера пришлось на 1950-ые, а сам творец скончался в 1947 году.