Спустя годы, дошло до того, что нашлись некоторые псевдоисторики, которые стали утверждать, что Егоров и Кантария не водружали Знамя Победы на куполе Рейхстага. Спешу их успокоить. Сегодня достаточно фото-доказательств того, что оно там было.
Так получилось, что момент подъёма Егорова и Кантария на купол и водружение днём 2-го мая Знамени Победы над Рейхстагом, остался незамеченным кино-фотокорреспондентами. Какое-то событие отвлекло их внимание…
Какое?
Дело в том, что на ступенях Рейхстага начался импровизированный концерт, первое выступление русских артистов в Берлине. Лидия Андреевна Русланова выступила вместе с казачьим ансамблем песни и пляски второго гвардейского кавалерийского корпуса под руководством Михаила Туганова.
Увидев именно эту группу артистов на улицах Берлина, направлявшуюся в сторону Рейхстага, поэт Цезарь Солодарь сочинил строчки стихов будущей песни «Казаки в Берлине»: казаки, казаки, едут, едут по Берлину наши казаки…
Сначала концерт хотели устроить в одном из уцелевших залов Рейхстага, но из помещения еще не выветрился удушливый запах порохового дыма и гари. Поэтому импровизированную эстраду перенесли на ступени западного входа в здание. Сначала запел наш казачий хор, исполнив победную песню, потом Русланова - «Степь да степь кругом». Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Ком в горле стоял у всех, герои-фронтовики, на груди которых было тесно от наград, плакали не стыдясь.
«Неповторимые, незабываемые мгновения, — вспоминала об этом эпизоде своей яркой жизни Лидия Андреевна. — Людей собралось множество, участники боев за Берлин стояли вплотную друг к другу. Солдаты выкрикивали названия песен, которые хотели услышать. Я понимала их настроение. Далеко ушли они от родного дома, долго не видели близких, истосковались по привольной русской песне. И слушали с каким-то особым, непередаваемым чувством. Я сказала: «Спою, голубчики, что хотите, спою». Я видела на колоннах Рейхстага следы от снарядов и пуль, видела автографы наших воинов. Один из них мне запомнился навсегда: «Я в Сибирь, в родную деревеньку, непременно к матери приеду». Кто знает, может, эту строку из песни оставил слушатель того концерта. Многие песни по просьбе воинов приходилось повторять. «Валенки» пела несчетное число раз». «Липа вековая», «Я на горку шла», «Златые горы», «Светит месяц», «Катюша» и др. по многу раз звучали над Рейхстагом и Бранденбургскими воротами.
Концерт продолжался до поздней ночи. Именно здесь, на ступеньках Рейхстага, сделал обошедшие весь мир снимки руслановского концерта в сопровождении казачьего ансамбля фотограф Георгий Григорьевич Петрусов. При организации Парада Победы в Москве, который был намечен на 24 июня 1945 года, было принято решение привезти на него Знамя Победы. И вот тут-то произошел конфуз, о котором мало кто знает…
Дело в том, что в соответствии с договором с союзниками, район Берлина, в котором находился Рейхстаг, становился оккупационной зоной Великобритании. Поэтому вскоре, в связи с передислокацией части на новое место дислокации, командир 756 стр.полка Зинченко, сделал дубликат Знамени Победы и заменил им оригинал на Рейхстаге. Для выполнения этой задачи Егоров и Кантария вторично поднялись на купол и заменили флаги. Теперь на куполе Рейхстага был очень большой флаг, значительно превосходящий своими размерами флаг №5, со звездой, серпом и молотом, расположенным ближе к центру полотнища и который был установлен по приказу коменданта Берлина генерала Н.Э. Берзарина в ознаменование капитуляции Германии и объявления 9-го мая днём Победы.
Само же Знамя Победы, как памятную реликвию, упрятали в чехол и увезли на новое место расквартирования полка, где он хранился сначала в штабе 756-го стрелкового полка, а затем в политотделе 150-й стрелковой дивизии. Именно незнание этого факта и позволило сегодня некоторым «дилетантам от истории», утверждать, что Егоров и Кантария не водружали Знамя Победы на куполе Рейхстага, мотивируя это фотографиями Знамени-дубликата, намекая на его не соответствие в размерах
20 мая 1945, после торжественного построения войск Берлинского гарнизона и награждения, отличившихся при штурме Берлина солдат и офицеров, в присутствии многочисленных корреспондентов, Знамя генерала Берзарина было снято с купола Рейхстага и было отправлено в Москву (в музей) в качестве священной реликвии, знамени Победы.
Как вы уже поняли, именно это знамя мы видели ранее на известном снимке «Знамя Победы над Рейхстагом 1 мая 1945 года в Берлине», сделанного с борта самолета По-2 военным фотокорреспондентом газеты «Правда» Виктором Тёминым, вот только сделано оно не 1 мая...
Торжественность момента хорошо передают фотографии фотокорреспондента «Красной звезды» Олега Кнорринга
Продолжение... https://dzen.ru/media/id/6444ebf4f6840168ff16b61e/znamia-pobedy-pravda-v-fotografiiah-chast-6-znamia-pobedy-6450a84f6341b27c46816141