Моторикой обычно принято называть двигательную активность человека. Мелкая моторика — скоординированная работа мышечной, нервной и зрительной системы, выраженная в точечных движениях кистью и пальцами рук. Это ключевая сторона двигательной сферы, непосредственно связанной с развитием речи, мозговой деятельностью и овладением предметными действиями.
Развитие мелкой моторики рук у детей — первый ключевой этап в формировании умственных способностей. Развитие речи и интеллекта зависит именно от того, насколько высок уровень данного навыка.
Мелкая моторика тесно связана со зрением, нервной системой, памятью, вниманием, речью, восприятием. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Развитие мелкой моторики у детей — важнейший этап, определяющий насколько быстро и правильно будет происходить формирование речевых навыков. Дело в ом, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев расположены в непосредственной близости друг к другу и активация одних ведёт к активации других по принципу доминанты, что подтверждается электрофизиологическими исследованиями мозга.
Стимуляция ладони и пальцев рук позволяет активизировать процессы практически всех участков головного мозга, тем самым ускоряя передачу нервного импульса, улучшая кровообращение и питание тканей.
В быту человека ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т.д., поэтому мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.
Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват», а к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать карандаш и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики, тем самым ускоряя процессы развития речи и мышления — для этого педагоги и родители используют всевозможные игры и упражнения с рукой.
- 0 — 2 года. Массаж общий и кистей рук, захват предметов, перекладывание предметов: мисочки и пирамидки, сортеры, тактильные мешочки дорожки и доски, бизиборды.
- 2 — 5 лет. Массаж общий и кистей рук, пальчиковые игры, захват предметов, перекладывание предметов: мисочки и пирамидки, бусины, сортеры, тактильные мешочки дорожки и доски, бизиборжы. Всё в более усложнённом виде. Добавляется лепка (тесто, пластилин, глина), пазлы, мозаики и шнуровки соответственно возрасту, а также игры с песком.
- 5 — 7 лет. Массаж общий и кистей рук, пальчиковые игры, всевозможные сортеры, тактильные мешочки дорожки и доски. Добавляется лепка (тесто, пластилин, глина, воск), аппликация, вырезание ножницами, пазлы, мозаики, геоконты и конструкторы соответственно возрасту, а также игры с песком.
В результате развивается координация (оптико-пространственное восприятие), речь, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, двигательная и зрительная память.
На базе Новочеркасской Фабрики Интерактива, для облегчения работы с детьми выпущены такие многофункциональные комплексы как:
- многофункциональный тактильный комплекс-парта.
Перечислим наиболее распространённые игры и упражнения, которыми можно заниматься дома.
Пальчиковая гимнастика
Наиболее эффективные упражнения сенсомоторного развития у малышей от 5 месяцев до 1,5 года — те, которые протекают в увлекательной и интересной для его возраста форме.
- Пальчики здороваются — поочередно каждый пальчик дотрагивается до своего собрата напротив.
- Отлично работает веселая и всем известная игра-массаж «Сорока ворона кашу варила», а также игра «Ладушки».
- Игра на пианино — пальчики хаотично приподнимаем от поверхности поочередно или все вместе.
- Рисуем круги и восьмерки в воздухе каждым пальцем.
- Разрывание бумаги (подходит деткам с 7 месяцев). Дайте малышу два листа цветной бумаги, он с удовольствием их осмотрит, ощупает, начнет мять и разрывать.
- Перелистывание страниц книжки с картинками.
- Бусы — перебирать мелкие предметы очень полезно. Наденьте на себя бусы с различного размера бусинами, ребенку очень понравится перебирать их пальчиками.
- Игры вкладыши (мисочки, пирамидки и т.п.) Их можно вкладывать друг в друга, строить башенки. Эта игра очень интересна малышам и формирует понятие о размере предметов.
Игры с мелкими предметами (бусины, пуговицы, камешки, крупа)
Такие игры проводятся только под наблюдением взрослых. Они оказывают всестороннее действие — развивающее, успокаивающее, тонизирующее, оздоравливающее. Отлично развивают моторику и тактильные ощущения. Насыпьте в мисочку любую крупу и дайте её ребенку. Он с удовольствием будет ее трогать, просыпать сквозь пальцы.
Предложите разделить заранее смешанные фасоль и горох,или же искать камушки в крупе. Задайте задачу нарисовать на белом картоне крупой солнышко или любой другой несложный рисунок. Хорошо работают для развития моторики упражнения с пинцетом или щипцами. Покажите, как с помощью такого инструмента можно перекладывать предметы, и попросите ребенка переложить в бутылку с узким горлышком горошинки, камушки или бусинки.
Специальные игры для развития мелкой моторики
Очень полезно и интересно для детей нанизывать бусинки и пуговицы на нитку, причем это можно делать не только в произвольной форме, но и усложнить задачу, предложив определенную последовательность нанизывания.
Мозаика
Также дети любят играть с мозаикой. Можно предложить ребёнку выложить простые изображения (солнышко, цветочек, дорожку и т.д.), или выкладывать по заданному образцу.
Игра с Бизибордом
Завинчивание и раскручивание крышек любых сосудов (лучше разных по форме, размеру) отлично развивает ловкость пальчиков. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, шнуровка — развивает моторику, концентрацию и приучает к самостоятельности. Поэтому обязательно просите ребенка включаться в процесс одевания.
Лепка
Здесь важно работать с разными материалами: пластилин, глина, пластичное тесто. Причем процесс лепки должен каждый раз проходить в новой форме. Например, пластилином можно не только что-то лепить, но и оклеивать им бутылки, тем самым придавая новую форму какого-то предмета (кувшина, вазы и т.п.).
Выкладывать на картоне пластилиновыми шариками и полосками конкретно заданный рисунок. Из глины полезно и увлекательно делать отпечатки ладони, пальцев, фигурок, сложенных из пальцев, или выполнять отпечатки посторонних предметов. Лепка очень увлекательна для детей любого возраста и не ограничивает в фантазиях.
Игры с песком
Они помогают не только в развитии сенсомоторики, но и в раскрытии творческого потенциала, а также успокаивают нервную систему. Можно рисовать на ровном песке пальчиком различные фигуры, прятать в него много мелких игрушек и находить, можно задавать задачи насыпания определенного количества горочек песка и т.п.
Игры с песком или мелкой крупой отлично развивают у детей мелкую моторику.
Вырезание, рисование, паззлы, конструирование
На развитие мелкой моторики невероятно благотворно влияет вырезание ножницами различных фигур. Сначала нужно начинать с простых задач — предлагать вырезать фигуры с прямыми линиями. Затем усложнять задания — вырезаем силуэты, снежинки, сложные фигуры.
На занятиях рисованием следует задействовать как можно больше разных техник — рисование по точкам, штриховка, дорисовывание части рисунка, обводка по контуру, рисование определенного элемента не отрывая руки.
Паззлы и конструкторы — эффективнейший способ развития мелкой моторики, воображения, логики, памяти, выработка такого качества, как усидчивость и аккуратность. Для малышей отлично подходят мягкие объемные паззлы, для детей постарше наборы с составлением определенных картин, композиций.
Важно помнить, что занятия с ребёнком полезны не только самому ребёнку, но и родителю, так как позволяют наладить более тесный контакт и доверительные отношения. Чтобы занятия проходили с пользой, от родителей требуется участие и терпение.
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.