Серия "Возрождение". Леонардо да Винчи заканчивает Тайную вечерю на стене столовой в монастыре Санта Мария делле Грацие

1K прочитали

Линеры, маркеры, пивной картон, 2022. Часть II.

Общий план
Общий план
Леонардо в подкрадулях конца 15 века
Леонардо в подкрадулях конца 15 века

Следует напомнить, что:

"Тайная вечеря" ранее ошибочно называлась фреской, однако было установлено, что роспись выполнена не фреской, и не «а-секко», а в особой технике, придуманной художником: яичной темперой по масляному грунту из свинцовых белил.

Размеры изображения — примерно 460 × 880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене (ну, я поместил на переднюю). Тема является традиционной для такого рода помещений - раньше люди были проще и конкретнее и там, где кушают, рисовали, как кушают. В СССР эта практика была прекращена - в столовых я видел в основном виды природы либо уборки урожая.

"Тайная вечеря" была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью (я проигнорировал), образованные потолком с тремя арками (кому они нужны). Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Известно о существовании трёх ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо. Произведение Леонардо да Винчи стало важным этапом в развитии пространственных представлений и способов построения перспективного пространства в истории изобразительного искусства. Ну, это мы и сами умеем передать:

Направления древесины паркета дают ясное ощущение перспективы, как и оконные проёмы.
Направления древесины паркета дают ясное ощущение перспективы, как и оконные проёмы.

Стеклянных окон тогда не было, а бычьи пузыри рядом с сыном божиим рисовать как-то было бы неловко, поэтому я оставил вид пасторальной Иудеи - лошадь Пржевальского и жираф на альпийских лугах под ясным небом.

Существует легенда о том, как Леонардо да Винчи искал подходящую модель для создания образов Иисуса Христа и Иуды. Однажды, художник присутствовал в церкви, слушая церковный хор, и там он увидел красивого юношу и решил, что этот молодой человек будет моделью для образа Иисуса Христа. Он пригласил его в мастерскую, чтобы сделать наброски. Прошло три года, заказчик торопил Леонардо с завершением работы, но фигура Иуды ещё не была написана. Мастер не мог найти подходящий образ. «И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали». Нищий оборванец «толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо». Когда тот пришёл в себя и подошёл к мастеру что бы посмотреть, что он делает, то был поражён. Он сказал, что уже видел эту картину: «Три года назад, ещё до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа. Может быть, у Добра и у Зла — одно и то же лицо. Всё зависит лишь от того, когда встречаются они на пути каждого из нас». Эту интересную и, без сомнения, правдивую историю нам поведал Паоло Коэльо, которого мы, конечно, никак не можем заподозрить в выдумке.

Иуда на переднем плане,  сзади Петр пристает к Иоанну (да, я тоже вначале подумал, что это девушка). Вид Иуда имеет вредный, злокозненный, рога приставить и чисто черт кошмарный.
Иуда на переднем плане, сзади Петр пристает к Иоанну (да, я тоже вначале подумал, что это девушка). Вид Иуда имеет вредный, злокозненный, рога приставить и чисто черт кошмарный.
Я решил немножко переосмыслить эту историю - Петр протягивает Иоанну цветочек (я попытался изо всех сил сохранить женственность апостола, но я, конечно, не Да Винчи), А Иуда сидит пьяный и довольный - лицо его излучает безмятежность и только высветленные брови намекают на предательство. А, ну и бесформенный кошелек с монетками (а какие еще в первом веке делали).
Я решил немножко переосмыслить эту историю - Петр протягивает Иоанну цветочек (я попытался изо всех сил сохранить женственность апостола, но я, конечно, не Да Винчи), А Иуда сидит пьяный и довольный - лицо его излучает безмятежность и только высветленные брови намекают на предательство. А, ну и бесформенный кошелек с монетками (а какие еще в первом веке делали).

Существует ещё одна расхожая легенда о том, что на картине вместо Иоанна художник изобразил свою возлюбленную, грешницу Марию Магдалину. Лик Св. Иоанна действительно имеет женственный характер. Однако, многие дилетантские рассуждения подобного рода порождены характерной особенностью творчества художника, проявленной в большинстве его живописных произведений. Существует мнение, что образы в работах художника имеют признаки гомосексуальности (при этом никаких фактов гомосексуальности самого Леонардо да Винчи не существует). Объяснение этого явления в художественном творчестве предложено Зигмундом Фрейдом в книге «Леонардо да Винчи».

Русский философ и священник П. А. Флоренский, имея в виду искусственность, театральность подобной композиции, писал, что Леонардо да Винчи в духе эпохи Возрождения создал изобразительное пространство «особой ценности», но не «особой реальности», и поэтому не смог передать духовного величия евангельского события. Леонардовская композиция, по словам Флоренского, представляет собой «художественный фермент позднейших богословских „Жизней Иисуса“». Сценическая постановка, осуществленная живописцем, «есть не более как продолжение пространства комнаты… Мы видим не реальность, а видим зрительный феномен, и мы подглядываем, словно в щель, холодно и любопытно, не имея ни благоговения, ни жалости, ни, тем более, пафоса отдаления». Далее Флоренский в книге «Обратная перспектива» пояснял, что Леонардо да Винчи добился эффекта масштабности, монументальности, «эстетической убедительности», но композиция так и не вышла за пределы живописного эксперимента.

Всё как обычно, похвалил, поругал - ну, неплохо, но не Адрей Рублев, конечно, мда, на безрыбье Дамаскин не родится, мда, ага.

Закончим статейку сценками из третьего слоя реальности картинки - бытовыми сценами жизни монастыря.

Монашек слева идёт куда-то есть вяленую воблу. Монашек по центру раздает мацу. Монашек у колонны спокойно ковыряет в носу.
Монашек слева идёт куда-то есть вяленую воблу. Монашек по центру раздает мацу. Монашек у колонны спокойно ковыряет в носу.
Монашек слева, которого не видно, смахивает пыль с колонн. Два рослых монашка держат лестницу под Леонардо, слева от них монашек начитался Писания и волосья у него встали дыбом.
Монашек слева, которого не видно, смахивает пыль с колонн. Два рослых монашка держат лестницу под Леонардо, слева от них монашек начитался Писания и волосья у него встали дыбом.
Монашек у колонны стращает товарища гиеной огненной. Монашек слева выпил всю амфору и теперь ему стыдно.
Монашек у колонны стращает товарища гиеной огненной. Монашек слева выпил всю амфору и теперь ему стыдно.
Кто-то сыто спит, кто-то ведёт богословский спор за кувшинчиком кагора.
Кто-то сыто спит, кто-то ведёт богословский спор за кувшинчиком кагора.

Все колонны украшены латинскими ругательствами, предположительно оставленными монашками в середине XV века.

На этом, пожалуй, пока и всё.

И разумеется, можно заказать плакат крутейшего качества. 5000. Зато - чистый кайф на стенке. А0 .

ну и много разного крутого в группе моей: vk.com/kotiwta_malyuet

Всем спасибо за внимание.