Созданный британцами уже в годы Второй мировой войны, в Военно-морских силах США орудие получило обозначение Мk.10 и Мk.11, но была более известна под названием "Ёж". В Штаты он попал в 1941 году по обратному ленд-лизу и поступил на вооружение в конце 1942 года.
Заряжался "Ёж" 24 снарядами, каждый из которых имел длину 1,18 метра, диаметр 180 миллиметра и вес 29,5 килограмм с 16-ти килограммовой боевой частью бризантного взрывчатого вещества Торпекс. Каждый снаряд запускался из пусковой трубы небольшим метательным зарядом.
Корабль, зачастую эсминец, вооруженный "Ежом", запускал по две мины впереди себя, по левому или правому борту с интервалом в одну десятую или две десятых секунды, на полный залп уходило всего две секунды. Перезарядка установки занимала три минуты, а на одну атаку, обычно, уходило до шести перезарядок.
Ряды пусковых направляющих, имели разный угол наклона. Первыми выпускались снаряды с самой большой траекторией полета, это гарантировало, что все 24 бомбы упадут в воду одновременно. Скорость погружения составляла 7 метров в секунду. Снаряды Mk.10 приземлялись овалом 59 на 51 метр на расстоянии 5,5 метров друг от друга; в Mk.11 по кругу, диаметром 240 метров, 30 метров друг от друга. Дальность стрельбы Mk.10 и Mk.11 составляла 250 метров.
Снаряды оснащались контактным взрывателем и срабатывали либо при контакте с целью, либо с дном. Попадания одной бомбы было достаточно, чтобы потопить субмарину. Подводная лодка Кригсмарине типа IX, имела длину 76,76 метра и ширину 6,76 метров, поэтому точно направленный залп из "Ежа" неизбежно приводил к одному попаданию.
Установка имела несколько преимуществ перед глубинными бомбами. Поскольку стрельба производилась впереди корабля, это не создавало помех для гидроакустического контакта с целью на протяжении всей атаки. Кораблю с глубинными бомбами приходилось проходить над целью, тем самым он сам создавал "слепую зону" для своего гидролокатора, как раз в тот момент, когда сбрасывались бомбы.
Кроме того, снаряды "Ежа" имели более высокую скорость погружения, чем у глубинных бомб, 60 метров менее чем за 10 секунд, а до испытательной глубины немецкой субмарины (230 метров), чуть более чем за 30 секунд. Бомба "Ежа" достигала своей цели вдвое быстрее, чем старые глубинные бомбы, такие, как Mk.9, что давало подводным лодкам меньше времени для уклонения.
Глубинные бомбы взрывались на заранее установленной глубине, независимо от расстояния до цели. Если при выборе этого параметра, если экипаж ошибался, то взрыв происходил над или под субмариной, оставляя ее невредимой. Взрывы глубинных бомб временно глушили гидролокатор и атаку нельзя было возобновить, пока вода не "успокоиться", что давало подводной лодке возможность уйти. Поскольку снаряд "Ежа" взрывался только при попадании в цель, если атака была неудачной, на работу гидролокатора это никак не влияло.
У "Ежа" было еще одно преимущество, он не был ограничен по глубине. Максимум, на который могла быть установлена глубинная бомба, составлял 180 метров, при испытательной глубине лодок типа VII и IX, они попросту не работали. Единственным вариантом, который был у эсминца с глубинными бомбами в подобном случае, было сесть на "хвост" субмарины и ждать, пока закончится воздух или разрядятся батареи и субмарина всплывет, что может занять много часов, а толковый капитан сможет ускользнуть.
Поскольку "Ёж" был разработан уже в военное время, для его установки приходилось переоборудовать палубу. Поскольку крепления были большими, обычно требовался демонтаж носовой орудийной башни. Например, хотя "Ёж" и был установлен на нескольких эсминцах класса "Бенсон", на большинстве кораблях этого класса стояли установки "Мышеловка". Они работали по похожему принципу, но были меньше по размерам и имели меньшую отдачу, поэтому их ставили по бокам корабля.
К середине войны, "Ёж" стал стандартным вооружением эсминцев сопровождения, которые занимались охотой на подводные лодки противника. Меньшие, чем эсминцы времен Второй мировой войны, они были того же размера, что и американские эсминцы, построенные между 1919 и 1934 годами. Этот класс кораблей, зарекомендовал себя, как отличного охотника за подводными лодками "Оси".
Однако не стоит считать, что миномет "Ёж" был лишен недостатков. Начнем с того, что для управления системой требовался хорошо обученный экипаж, а таковых, в начале 1943 года, было очень мало. Кроме того, команде требовалась очень точная информация о цели. Ситуация изменилась после появления руководства "Боевого информационного центра", которая регламентировала порядок действий при работе с минометом, что полностью раскрыло весь потенциал "Ежа". С появлением в 1944 году передовых гидролокаторов и радаров, информацию для прицеливания передавалась сразу на орудие, что способствовало резкому повышению точности. 11 из 16-ти, последних потоплений подводных лодок эсминцами ВМС США (в том числе эсминцами сопровождения) во Второй мировой войне, на счету миномета "Ёж". Отработанная система по использованию "Ежа", подобная той, что была продемонстрирована эсминцем ВМС США "Юджин Элмор" против U-549, почти всегда была успешной.
14 мая 1944 года немецкая субмарина дальнего действия U-549, тип IXC/40, под командованием Детлефа Кранкенхагена, вышла из порта Лорьян и направилась в Южную Атлантику, для охоты за торговыми судами. Оперативная группа ВМС США TG 21.11 несколько дней безуспешно выслеживала её у островов Зеленого Мыса.
Оперативная группа TG 21.11 состояла из эскортного авианосца ВМС США типа "Боуг" USS Block Island CVE-21 (далее "Блок Айленд") и эсминцев 60-й эскортной дивизии в составе эсминцев сопровождения типа "Бакли":
- USS Eugene E. Elmore DE-686 (далее "Элмор");
- USS Barr DE-576 (далее "Барр");
- USS Ahrens DE-575 (далее "Аренс");
- USS Robert I. Paine DE-578 (далее "Пейн").
За час до захода солнца 29 мая, "охотники" сами стали жертвой "добычи". Подводная лодка U-549 торпедировала эсминец "Барр" и авианосец "Блок Айленд", который затонул два часа спустя. Заметив перископ, капитан "Элмора" атаковал цель, сбросив на неё 11 глубинных бомб. Однако субмарина смогла уклониться и выпустить в ответ одну торпеду, которая попала в корму и сильно повредила корабль.
Сразу после этого, U-549 стала погружаться, вероятно, для проверки глубины, которая к слову, оказалась ниже максимальной американских глубинных бомб. Американские корабли потеряли контакт с подводной лодкой и поспешили забрать выживших с "Блок Айленда". Подойдя к месту крушения, чтобы поднять из воды моряков, эсминец "Аренс" заглушил двигатели и благодаря этому оператор гидролокатора засек подводную лодку.
Поскольку и "Аренс" и "Пейн", были заняты в спасении моряков, а на борту "Блок Айленда" находилось 957 офицеров и матросов, поврежденный "Элмор" был единственным кораблем, который мог вступить в бой. Капитан "Аренса", коммандер Морган Харрис, направил "Элмор" к месту контакта. Командующий эсминцем, капитан-лейтенант Г. Л. Конки, вскоре обнаружил U-549 с помощью собственного гидролокатора.
Остальная часть битвы разворачивалась довольно быстро. Поскольку U-549 находилась на максимальной глубине, её капитан, вероятно думал, что находится в безопасности. Во-первых обнаружение на такой глубине задача сложная, а во-вторых субмарина двигалась так тихо, как только могла. Им оставалось только ждать, пока американцы не потеряют контакт, либо не устанут от бесполезного поиска.
Но у Кранкенхагена было две проблемы. Во-первых, у "Элмора" имелся чрезвычайно чувствительный гидролокатор Type 144 с дальностью действия 2200 метров, а в идеальных условиях и 2700 метров. Во-вторых, гидролокатор был интегрирован с системой управлением пусковой установкой "Еж", снаряды которого могли достать его и на большой глубине.
Прослушивая первый залп эсминца, капитан U-549 попыталась уклониться и предпринял попытку попасть в "слепую зону" гидролокатора, повернул на левый борт. Хотя снаряды "Ежа" и промахнулись, гидролокатор "Элмора" не потерял контакт с субмариной. Эсминец совершил второй заход и тридцать секунд спустя, его гидролокатор зафиксировал три подводных взрыва. Четыре минуты спустя "Элмор" уловил звук тяжелого хруста, такого же, когда корпус подводной лодки ломает толща воды.
Капитан Конки не был уверен, что враг уничтожен и приказал ещё дважды произвести атаку. Еще 20 минут эсминец прочесывал местность, но без результата. Прекратив поиски, "Элмор" отправился на помощь эсминцу "Барр". К этому времени уже стемнело, а на борт "Аренса" и "Пейна" подняли 951 из 957 членов экипажа "Блок-Айленда". "Элмор" взял на буксир "Барр" и через три дня, четыре эсминца достигли Касабланки. О подводной лодке U-549 больше ничего не слышали, а ее исчезновение приписали "Элмору".
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!