2023, «Монолит»
Оценка: 7 из 10.
«Уматурман» умеет рассказывать в песнях истории. Вспомните: «Жил-был на свете Антон Городецкий. Бросила жена, он грустил не по-детски». То был речитативный синопсис фильма «Ночной дозор», а теперь Владимир Кристовский примерно на ту же мелодию положил старинную нижегородскую легенду. Правда, есть разница: в «Дозоре» имелся запоминающийся припев («и треснул мир напополам, дымит разлом, и льётся кровь, идёт война добра со злом…»), а в «Коромысловой башне» припева так такового нет, а его роль отчасти выполняют инструментальные околофольклорные вставки с применением балалаек и прочих этнических инструментов.
Итак, одна из башен нижегородского Кремля именуется Коромыслова. Есть две основные версии происхождения этого названия. Жуткая версия: для усиления строения было принято заложить в основание башни первое живое существо, которое придёт на это место. Первой оказалась девушка Алёна с вёдрами на коромысле. Согласно другой, героической, версии, та же Алёна или её тёзка пришла утром по воду и наткнулась на татарский дозор, который пытался разведать, легко ли будет захватить родной город братьев Кристовских. Увидев басурман, лихая девица принялась лупить их коромыслом и убила десятерых, прежде чем её одолели и умерщвили. Эта версия считается основной, и у Коромысловой башни даже стоит памятный знак в честь патриотки Алёны, так что неудивительно, что Владимир Кристовский изложил в песне именно эту историю.
Правда, Алёну он переименовал в Марусю, а осаждающие город астраханские татары во главе с Саид Гиреем превратились в монголов. К сожалению, с этой песней «Уматурман» не успела ни к 600-летию победы над Гиреем, отмечаемой в 2020-м, ни к 800-летию Нижнего Новгорода, которое праздновалось в 2021-м. Но братья Кристовские будто бы дожидались повышения запроса на патриотическую песню и, надо сказать, не ошиблись. «Коромыслова башня» - образец искренней, волнующей «патриотики» «со слезами на глазах», особенно в финале: «Город не взять: если девки такие там, то какие же там мужики». Стихотворные корявости, с точки зрения слушателя, только добавляют произведению душевности и эмоциональности.
Алексей Мажаев, InterMedia