Ровно 60 лет назад, в 1963 году был записан альбом саксофониста Джеки Маклина “One Step Beyond”. Пластинку записали на студии Руди Ван Гелдера в Инглвуд Клиффс, а издали на легендарном лейбле “Blue Note”. Эта работа была особенной - в ней Маклин заменил фортепиано на вибрафон. Это придало альбому “One Step Beyond” новаторское звучание и отразило нарастающий интерес джазовых музыкантов к таким стилям как пост-боп и фри-джаз. Тем не менее пластинка вполне укладывается в рамки хард-бопа.
В это время свои эксперименты на ниве джаза проводили и другие музыканты. Среди них Орнетт Коулман и Колтрейн. Для того, чтобы также идти в ногу со временем Джеки Маклин собрал прогрессивный состав. В него вошли 17-летний барабанщик Тони Уильямс, контрабасист Эдди Кхан, тромбонист Грэхэн Монкур III и вибрафонист Бобби Хатчерсон.
Название альбома буквально переводится как «Один шаг за пределы» и очень точно отображает концепцию этой работы. Запись получилась объемной, полной "воздуха". А осью материала стали изобретательные линии духовых инструментов. Похожую структуру Маклин выстроит в релизе “Destination Out!”, который принесет ему популярность.
Критики также отмечают параллели с идеями модальных и интервальных прогрессий Колтрейна в духовых. Однако это лишь параллели, не заимствования. Также эксперты отмечают настойчивое стремление Маклина к блюзу и свингу. В двух версиях маклиновской “Saturday and Sunday” особенно явно звучит эта блюзовая направляющая. В своб очередь среди новаторских композиций можно выделить “Frankenstein” и “Ghost Town”.
Их отличают партии духовых, за которыми следуют блоки каждого из солистов. Квадраты построены на контрапункте с вибрафоном. К слову, многие отличают раскатистую манеру виброфониста Хатчерсона, который будто играет на двух фортепиано.
Резюмируем! Альбом “One Step Beyond” - это проба пера Джеки Маклина в стиле нового джаза. Да, это безусловно хард-боп, но именно в этой работе он стремиться продемонстрировать пусть и неоформившиеся, но оригинальные свежие идеи. Отличный альбом, рекомендуем!