Если способы построения гипсовой головы и головы живого человека на первоначальных стадиях существенно не отличаются друг от друга и их общая задача заключается в построении объема головы, то дальнейшая работа — над деталями живой формы — получает иной характер: знание анатомии и умение применять ее приобретают решающее значение. Теперь рисовальщик должен передавать не застывший слепок гипсовой головы, а живую форму передавать так, чтобы чувствовались кости и мышцы, чтобы в рисунке ощущалось тело. Поэтому каждый штрих, пятно, наносимые на бумагу, должны определяться знанием анатомии (рис. 23, 24, 25); тоном необходимо передавать не только светотень (как в одноцветном гипсе), но и характер цвета лица (бледный, загорелый), окраски волос (брюнет, блондин), оттенок глаз (темные, светлые). Поэтому сила светотени на живой натуре будет зависеть не только от расположения источника света, но и от окраски освещаемой поверхности.
Помните, что при тщательном изучении деталей должно сохраняться целостное восприятие от натуры. Чтобы изображаемые части головы представляли одно целое, необходимо знать их костную основу, на которой они располагаются, знать не только теоретически, но чувствовать ее под карандашом в процессе рисования. Для этого нужно хорошо изучить череп и уметь рисовать его в любом положении не только с натуры, но и по представлению. Если медицинская анатомия обогащает знаниями, то и пластическая анатомия непосредственно помогает художнику использовать эти знания в процессе рисования. Например, носовые косточки, соединяясь друг с другом и с лобной костью, называются переносицей; в рисунке же имеет большое значение умение использовать переносицу как основной опорный пункт для уточнения и взаимной связи всех намеченных форм: краев глазничных впадин, надбровных дуг, поверхностей носа.
Внутри глазничных впадин, разделенных друг от друга спинкой носа, помещается глазное яблоко.
Форма глазного яблока шарообразна и, погруженная в глазницу, воспринимается как полушарие, что особенно заметно при закрытых и полузакрытых глазах. Знание строения глаза и особенно его формы дает возможность изображать его в различных поворотах и при различном освещении, помогает закономерному распределению свето-тени, полутонов и рефлексов (рис. 19).
Рисуя глаза, следует иметь в виду, что верхние и нижние веки образуют более закругленные углы у носа и более острые — наружные (рис. 20). У внутреннего угла есть углубление — «слезное озеро», где выступает небольшое образование — слезное место. При рисовании оно часто подчеркивается тенью от боковой поверхности носа. Веки имеют некоторую толщину. При обычном освещении ниж¬нее выглядит как светлая полоска, верхнее вместе с падающей от него тенью кажется темным и более широким. Верхние веки у наружных углов немного длиннее нижних; они несколько выдаются вперед, что особенно видно при профильном положении глаза (рис. 20).
Глазная щель при открытом глазе в плоскостном восприятии напоминает растянутый по горизонтали четырехугольник (рис. 21).
В зависимости от поворота глаза и направленности взгляда отношения сторон четырехугольника меняются; в профильном положении сокращающиеся стороны исчезают, и глаз в схеме напоминает треугольник (рис. 22).
Если наблюдать открытый глаз спереди, то можно отметить, что высокая часть верхнего века и низкая часть нижнего века по вертикали не совпадают (рис. 20, 21), так как они расположены наискось по отношению друг к другу.
Диск радужной оболочки очень часто неправильно изображается в виде кружочка, что не соответствует действительности, так как он расположен на шарообразной форме глаза и, кроме того, перспективно сокращается. Цвет глаз зависит от цвета радужной оболочки. Он может быть очень разнообразным: коричневым, черным, серым, светло-голубым. В середине радужной оболочки находится черный зрачок, обладающий способностью увеличиваться или уменьшаться в зависимости от силы падающего на него света. Со стороны света на глазу наблюдается блик, а на противоположной стороне радужной оболочки — рефлекс. Блеск глаз обусловливается влажностью его поверхности.
При рисовании необходимо следить за направлением взгляда. Обычно оси зрения должны скрещиваться в одной точке (куда смотрит человек), поэтому в большинстве случаев глаза бывают скошены несколько внутрь. Когда человек, задумавшись, смотрит вдаль, оси зрения становятся параллельными. Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие или маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных, а иногда наружные углы посажены ниже внутренних. У некоторых людей глаза поставлены ближе к носу, у других — расставлены широко (но все это в пределах глазничных впадин).
У некоторых людей верхние веки прикрываются нависающей «покрывательной складкой» (рис. 20), а у других, наоборот, форма глаза может быть предельно выявлена, как на рисунке гипсовой головы (см. рис. 3).
Глаза вместе с бровями придают лицу различное выражение. Нормальная бровь дугой отделяет глаз от лба; своим наружным концом, несколько суженным, она заходит за наружный угол глаза, внутренним более широким (головкой брови) оканчивается над внутренним углом глаза, у переносицы. Брови бывают различного характера: узкие, широкие, «ломаные», у стариков — густые, лохматые и т. д.
Ресницы общим своим тоном оттеняют взгляд.
Глаз следует рисовать начиная с большой формы, а не собирая его по мелким деталям, приставляя одну часть к другой. Слезинки, реснички, зрачки, веки появляются не в начале рисунка, а при его завершении (рис. 20).
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.03_-1965г#Попрограммехудучилища#РИСУНОКГОЛОВЫ