Найти тему

3 МАЯ. РАДУГА И РОДОВЫЕ УГОРЬЯ

«Новое – это хорошо позабытое старое».

Одно из преданий гласит, что нередко наши предки приходили в этот день на самое высокое место, холм, почитая его как святое угорье. На заре земля (верили!) открывается, и летят души пращуров в тончайших золотистых оболонках к родовым гнездам, к родным домам, навещают близких. В старину обязательно накрывали стол, надеясь, что примут хлеб-соль пращуры, хранители рода. А на холме расстилали полотенца, ставили кушанья, чтобы могли увидеть пращуры, что живет их род светло, честь - по чести, что хранят память о прародителях, что семейства, взявшие корни от них, разрастаются.

Каждое семейство, собранное воедино, с гордостью вспоминало своих предков. Девушки и парни устраивали гулянья, хороводы, беседы. У детей были игры с новыми игрушками: деревянными лошадками, куколками. А старикам было о чем поговорить.

Вспомним, о чем мы позабыли сегодня, это предание о Красных холмах, в котором утверждается, что сама Москва стоит на семи холмах, на семи родовых угорьях, что Москва начиналась с семи родов. Так ли это? Тогда, если верить, то они уже сровнены с землей, залиты асфальтом и бетоном. А как же души прародителей земли московской? Когда забываем мы родовые пристанища, то не сиротою ли остается летать над землей память о тех, кто были основателями русской истории, кто до сих пор хранит нашу нравственную силу и здоровье? Когда мы равняем родовые угорья с землей, мы не задумываемся, больно ли корням нашим?

Говорят, что в такие дни, когда мы вспоминаем о своем роде, собираемся воедино, земля наполняется ликованием, испытывая счастье от нашего согласия. И тогда встает между землей и небом радуга. Это величественное прекраснейшее явление природы воспринималось нашими как данное самим Господом в память обо всех святых, просиявших на русской земле, обо всех достойных родах.

В книге «Бытие» сказано, что Бог дал завет Ною: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею. И поставил Бог радугу, как знамение Своего завета, что Он по благости своей не наведет более потопа на землю за грехи людей».