Найти тему
История живописи

Портной, решивший стать художником вопреки воле отца

"Кредитор описывает имущество вдовы", Ф.С. Журавлев. 1862. Художественный музей Беларуси.
"Кредитор описывает имущество вдовы", Ф.С. Журавлев. 1862. Художественный музей Беларуси.

Честно говоря, давно уже хотел написать об этом художнике, ведь первое появление его картины в моих публикациях было около полутора лет тому назад, наверняка многие из вас не читали ту статью, ведь подавляющего большинства из вас не было на моем канале на тот момент времени:

С тех пор я не единожды сталкивался с жанровыми работами Фирса Сергеевича Журавлева и каждый раз вспоминал о нереализованном желании написать о нем, так что сегодня настало время исполнить задуманное давным-давно.

"Приезд извозчика на родину", Ф.С, Журавлев, 1868. Художественный музей Беларуси, Минск.
"Приезд извозчика на родину", Ф.С, Журавлев, 1868. Художественный музей Беларуси, Минск.
"Крестьянская сходка", Ф.С. Журавлев, 1870-е. Вольский краеведческий музей.
"Крестьянская сходка", Ф.С. Журавлев, 1870-е. Вольский краеведческий музей.

Родился герой сегодняшней публикации в Саратове, в семье портного и произошло это в 1836 году. Собственно, до 19-ти лет он и занимался ремеслом отца (причем юноша даже не доучился в школе), но в 1855 году он решается круто изменить свою жизнь и едет в столицу Российской империи, где поначалу берет частные уроки у своего земляка по Саратовской губернии - академика Л.С. Игорева. Очевидно, что у него были способности, ибо сперва Журавлев начинает обучение в качестве вольнослушателя, а затем и переходит в разряд постоянных учеников класса исторической живописи.

Обучение было успешным, в ходе него он получает несколько серебряных медалей и малую золотую, но затем случился 1863 год и "бунт четырнадцати", из которого возникнет сначала Артель художников, а затем и знаменитое Товарищество передвижников. Покинув Академию в звании художника II-го класса (но оставшись в столице), Журавлев уже через пять лет повышает свое звание до "классного художника I-й степени", а в 1874 году он и вовсе станет академиком, так что бунт по молодости не нарушил карьеру живописца, впрочем как и многих других участников академического восстания.

"Перед венцом", Ф.С. Журавлев, 1874. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Перед венцом", Ф.С. Журавлев, 1874. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Купеческие поминки", Ф.С. Журавлев, 1876. Третьяковская галерея, Москва.
"Купеческие поминки", Ф.С. Журавлев, 1876. Третьяковская галерея, Москва.

Кроме собственно живописной деятельности, Журавлев еще преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а в конце 1870-х организовал собственную школу-студию. Так же как выпускник исторического класса художник "немало потрудился и для московского храма Христа Спасителя, где находится целый ряд его живописных работ", как писали тогда в прессе.

В 1870-х годах художник участвовал во всемирных выставках в Париже и в Филадельфии, где получил медаль, правда не уточняется какого достоинства, а в следующем десятилетии проходили персональные выставки работ художника в Москве, Нижнем Новгороде и Саратове, что явно говорит о популярности его творчества. Кстати говоря, кроме жанровых работ художник еще и писал портреты, так, известен его единственный автопортрет, где он предстает в любопытном образе, возможно, говорящим о его предках:

Автопортрет, Ф.С. Журавлев. Третьяковская галерея, Москва.
Автопортрет, Ф.С. Журавлев. Третьяковская галерея, Москва.

В некоторых публикациях говорится о том, что мы видим художника одновременно и в косоворотке, и ермолке (она же кипа). Но честно говоря, у меня возникли сомнения - а кипа ли это? Высказывайте ваши предположения в комментариях, если они у вас есть, а мне пора завершать свой рассказ.

"Умирающий отец", Ф.С. Журавлев, 1861. Ивановский областной художественный музей.
"Умирающий отец", Ф.С. Журавлев, 1861. Ивановский областной художественный музей.

В августе 1901 года в газете "Правительственный вестник" выйдет некролог, посвященный Фирсу Журавлеву:

Талант покойного художника с наибольшей яркостью выразился в жанровых произведениях из русского быта и в портретах... Все, выходившее из-под кисти покойного, далеко выдавалось из ряда посредственности, неизменно выделяясь образцовой правильностью рисунка, тонкостью и правдивостью колорита. В бытовом жанре он являлся величиною, с которой приходилось считаться и таким первоклассным жанристам, как В.Е. Маковский, И.М. Прянишников и др.

Сложно не согласиться с этим утверждением, ведь жанровые полотна Журавлева действительно получались весьма атмосферными и хорошо передающими как дух времени, так и эмоции и чувства тех, кто на них изображен.

"Мачеха", Ф.С. Журавлев, 1874. Саратовский художественный музей. Картина была подарена к открытию музея в 1885 году.
"Мачеха", Ф.С. Журавлев, 1874. Саратовский художественный музей. Картина была подарена к открытию музея в 1885 году.

Остается только добавить, что после смерти художника в Санкт-Петербурге, где он обосновался со времени своего обучения, его жена принесла в дар Саратовскому художественному музею несколько произведений живописца. На этом у меня на сегодня всё, спасибо за прочтение, подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), ставьте лайки и комментируйте, если есть желание.

"Трубочист", Ф.С, Журавлев, ок. 1875. Частное собрание. Вариант-повторение картины из собрания Ульяновского областного художественного музея.
"Трубочист", Ф.С, Журавлев, ок. 1875. Частное собрание. Вариант-повторение картины из собрания Ульяновского областного художественного музея.