Честно говоря, давно уже хотел написать об этом художнике, ведь первое появление его картины в моих публикациях было около полутора лет тому назад, наверняка многие из вас не читали ту статью, ведь подавляющего большинства из вас не было на моем канале на тот момент времени:
С тех пор я не единожды сталкивался с жанровыми работами Фирса Сергеевича Журавлева и каждый раз вспоминал о нереализованном желании написать о нем, так что сегодня настало время исполнить задуманное давным-давно.
Родился герой сегодняшней публикации в Саратове, в семье портного и произошло это в 1836 году. Собственно, до 19-ти лет он и занимался ремеслом отца (причем юноша даже не доучился в школе), но в 1855 году он решается круто изменить свою жизнь и едет в столицу Российской империи, где поначалу берет частные уроки у своего земляка по Саратовской губернии - академика Л.С. Игорева. Очевидно, что у него были способности, ибо сперва Журавлев начинает обучение в качестве вольнослушателя, а затем и переходит в разряд постоянных учеников класса исторической живописи.
Обучение было успешным, в ходе него он получает несколько серебряных медалей и малую золотую, но затем случился 1863 год и "бунт четырнадцати", из которого возникнет сначала Артель художников, а затем и знаменитое Товарищество передвижников. Покинув Академию в звании художника II-го класса (но оставшись в столице), Журавлев уже через пять лет повышает свое звание до "классного художника I-й степени", а в 1874 году он и вовсе станет академиком, так что бунт по молодости не нарушил карьеру живописца, впрочем как и многих других участников академического восстания.
Кроме собственно живописной деятельности, Журавлев еще преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а в конце 1870-х организовал собственную школу-студию. Так же как выпускник исторического класса художник "немало потрудился и для московского храма Христа Спасителя, где находится целый ряд его живописных работ", как писали тогда в прессе.
В 1870-х годах художник участвовал во всемирных выставках в Париже и в Филадельфии, где получил медаль, правда не уточняется какого достоинства, а в следующем десятилетии проходили персональные выставки работ художника в Москве, Нижнем Новгороде и Саратове, что явно говорит о популярности его творчества. Кстати говоря, кроме жанровых работ художник еще и писал портреты, так, известен его единственный автопортрет, где он предстает в любопытном образе, возможно, говорящим о его предках:
В некоторых публикациях говорится о том, что мы видим художника одновременно и в косоворотке, и ермолке (она же кипа). Но честно говоря, у меня возникли сомнения - а кипа ли это? Высказывайте ваши предположения в комментариях, если они у вас есть, а мне пора завершать свой рассказ.
В августе 1901 года в газете "Правительственный вестник" выйдет некролог, посвященный Фирсу Журавлеву:
Талант покойного художника с наибольшей яркостью выразился в жанровых произведениях из русского быта и в портретах... Все, выходившее из-под кисти покойного, далеко выдавалось из ряда посредственности, неизменно выделяясь образцовой правильностью рисунка, тонкостью и правдивостью колорита. В бытовом жанре он являлся величиною, с которой приходилось считаться и таким первоклассным жанристам, как В.Е. Маковский, И.М. Прянишников и др.
Сложно не согласиться с этим утверждением, ведь жанровые полотна Журавлева действительно получались весьма атмосферными и хорошо передающими как дух времени, так и эмоции и чувства тех, кто на них изображен.
Остается только добавить, что после смерти художника в Санкт-Петербурге, где он обосновался со времени своего обучения, его жена принесла в дар Саратовскому художественному музею несколько произведений живописца. На этом у меня на сегодня всё, спасибо за прочтение, подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), ставьте лайки и комментируйте, если есть желание.