"Чертенок № 13" (1982)
Создатели мультфильма, по сути, поставили знак равенства между понятиями "любовь к себе" и "эгоизм", что само по себе некорректно. Русский/российский менталитет и без того тяготеет к коллективизму, не особо жалуя индивидуализм. И при таком решении хорошо легла и закрепилась идея о том, что эгоизм это плохо, значит, и любовь к себе тоже плохо. По умолчанию.
Между тем, это принципиально разные и понятия, и явления. Эгоизм – условно плохо, любовь к себе – условно хорошо. Однако, как психолог, я постоянно сталкиваюсь с тем, что люди просто запрещают себе себя любить из соображений безопасности, лишь бы избежать социального неодобрения и не прослыть эгоистом.
А как же возлюби ближнего, как самого себя? Как можно любить Другого, если себя не любишь, не умеешь любить? Это какой-то сапожник без сапог получается.
Учитель чертят, правда, говорит о том, что просто любить себя недостаточно, и называет второе условие, которое должен соблюдать каждый уважающий себя чертик: надо еще и наплевать, начихать на других.
Это важный аспект эгоизма. Эгоист не столько любит себя, сколько ставит свое Я выше других, не замечает других, относится к ним "начхательски", для достижения целей идет по головам, использует других в своих интересах.
На практике перекос вышел в другую сторону. Люди, не позволяющие себе любить себя, тоже очень хорошо усвоили принцип "начхательства". Только чихают они не на других, а на себя. И если у чертей девиз "Люби себя, чихай на всех и в жизни ждет тебя успех", то у людей крайность приняла другой вид: "Люби кого угодно, только не себя, на себя чихай и забивай, и тогда будешь ты хорошим". Для всех, кроме себя, разумеется. А так как для "всех" всё равно не получится (это просто невозможно), то выходит, что всё равно ты не хорош.
Видя, как человек относится к самому себе, другие расценивают это как "инструкцию" к тому, как им следует относиться к этому человеку. Ему на себя начихать, значит, и другим тоже можно на него начихать.
А что происходит, когда черт чихает? Чертята становятся невидимыми. Чтобы их вернуть, черт произносит "Проявитесь!". Человек, который себя не любит, действительно для других "невидимка". С ним не считаются, его в расчет не принимают.
Еще один принципиальный момент в мультфильме. Когда новенькая в классе демонстрирует просто высший пилотаж в искусстве любить себя, она не просто ставит себя выше других, но первым делом приводит в порядок внешность – макияж, прическа, всё, как надо. Еще одна нелепая идея, которая прижилась во многих умах. Ухоженность, естественно, хорошо, но не стоит подменять любовь к себе патологической зацикленностью на внешности.
Что делают женщины, посетившие не очень удачные курсы по любви к себе? Первым делом бегут на маникюр, педикюр, на спа процедуры и к косметологу. Дело неплохое, но оно опять же не равно любви к себе.
Большинство людей себя психологически грамотно, корректно любить не умеют. Более того, насмотревшись таких мультфильмов в детстве, еще и считают, что не любить себя – правильно. Проблема в том, что и других любить в таком случае не получается. Отношения с близкими так себе, то тут, то там созависимость, игры жертв и спасателей... ничего хорошего.
Возможно, мультфильм на самом деле выступал как раз против эгоизма. Хотели, как лучше, а получилось... Ну, сами знаете, как.
И напоследок маленький бонус – несколько афоризмов об эгоизме:
- Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви (Аристотель, древнегреческий философ IV в. до н.э.).
- Эгоизм – это не значит жить так, как хочешь, это требование к другим жить так, как вы этого хотите (Эгоизм не в том, что человек живет как хочет, а в том, что он заставляет других жить по своим принципам) (Оскар Уайльд, английский поэт, писатель, драматург XIX в.).
- Личный эгоизм – родной отец подлости (Максим Горький, русский писатель, прозаик, драматург рубежа XIX-XX вв.).
- Эгоизм – такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признает в самом себе (Эгоизм – отвратительный порок, которого никто не лишён и которого никто не желает простить другому) (Генри Уорд Бичер, американский религиозный деятель XIX в.).
- Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности (Александр Иванович Герцен, русский писатель, публицист, философ, революционер XIX в.).