Продолжу повествование о Благовещении. В предыдущей главе мы остановились на том, что Мария и Иосиф Обручник оказались в иудейском суде: «...И отправили слуг, и они увидели Ее, как он говорил, и привели Ее с Иосифом в суд. И сказал первосвященник: «Мария, что же Ты совершила? Зачем опорочила душу Свою и забыла о Господе Боге Своем? Жившая в храме, пищу принимавшая от ангела, слушавшая пение из уст его, радовавшаяся перед ним, зачем Ты это сделала?» (Протоев. Иакова).
Конечно, первосвященник Иерусалимского Храма такое сказать не мог – это для него было бы святотатством: женщин на территорию собственно Храма не допускали, и там никто не жил, кроме дежурных жрецов. Да и Плотник обитал в Назарете, где произошло Благовещение, а мотаться туда-сюда из галилейского поселка в Святой град было просто невозможно. Ясно, что речь шла о верховном жреце назаретского святилища, о чем я писал ранее.
«Она же, горько плача, сказала: «Жив Господь Бог Мой, и Я чиста перед ним и не знаю мужа».
И сказал первосвященник Иосифу: «Зачем ты это содеял?» И ответил Иосиф: «Жив Господь Бог мой, я чист перед Ней».
И сказал первосвященник: «Не свидетельствуй ложно, но говори правду. Ты нарушил брак, и не сообщил сынам Израиля, и не склонил головы своей перед рукой Господа, чтобы Он благословил потомство твое». Иосиф же молчал. И предложил первосвященник: «Отдай Деву, которую ты взял из храма Господня». Иосиф же заплакал.
Тогда сказал первосященник: «Дам вам напиться водой обличения перед Господом, и Бог явит грехи ваши перед вашими глазами» (Протоев. Иакова).
Этот древнейший обычай появился еще во времена Исхода из Египта.
«И сказал Господь Моисею, говоря:
Объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему,
И преспит кто с нею и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на них свидетеля, и не будет уличена,
И найдет на него дух ревности...
Пусть приведет муж жену свою к священнику...
И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;
И поставит священник жену пред лица Господня, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие,
И заклянет ее священник...
И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;
И даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие...
...Тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее.
Если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяться семенем» (Чис. 5:11-28).
И, взяв воду, первосвященник напоил Иосифа и Марию и отправил их на гору, и они вернулись невредимыми. И тогда народ удивился, что не обнаружилось в них греха. И сказал первосвященник:
«Если Господь Бог не явил ваш грех, то я не буду судить вас». И отпустил их. И Иосиф взял Марию и пошел домой, восхваляя Господа и радуясь» (Протоев. Иакова).
Описание Иаковом этого древнейшего, и на мой взгляд, дикого обряда, который провели с Приснодевой, по-моему, лишний раз доказывает древность и подлинность этой евангельской истории.
Продолжение - в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk4009/
Юрий Пульвер