После разгрома могущественного соседнего царства Элама Вавилон получил на несколько лет передышку. Царь мог сосредоточиться на внутренних делах.
Жизнь от войны до войны
На протяжении длительного времени между Вавилоном и Эламом шла ожесточённая война за доминирование в Междуречье. Даже легендарному царю Хаммурапи и то пришлось отражать натиск могущественных соседей. Менялись столетия и царские династии, а точка в конфликте так и не была поставлена. Чаша весов склонялась то в одну сторону, то в другую.
Вавилонский царь Нинурта-надин-шуми, пришедший к власти ориентировочно в 1131 году до н. э., сначала воевал в Ассирии, а потом ему пришлось помериться силами с Эламом. Доподлинно неизвестно, кто первым начал эту войну — вавилонский царь Нинурта-надин-шуми или эламитский Шилхак-Иншушинак, — но для первого то противостояние обернулось катастрофой. Эламиты разгромили вавилонские войска, разграбили несколько городов и лишь упрочили свою власть в Междуречье. В финальном сражении они вновь оказались сильнее. А Нинурта-надин-шуми, судя по всему, оказался в плену. Произошло это в 1125 году до н. э.
С таким трагическим «багажом» к власти пришёл сын Нинурты-надина-шуми Навуходоносор I. Первые несколько лет правления он вынужден был зализывать раны, нанесённые Вавилонии эламитами. Затем, подкопив силы, он решил атаковать Ассирию. В 1121 году до н. э. он во главе войска осадил приграничную крепость Цанку. Однако царь недооценил противника. Ассирийский правитель Ашшур-реш-иши I со своими армиями быстро добрался до Цанки и разбил вавилонян. Правда, идти вглубь соседней страны не стал. Навуходоносор, что называется, отделался лёгким испугом.
Минуло 6 лет. За это время Навуходоносор собрал новое войско. Идти войной на Ассирию он не стал. Его выбор пал на эламитов. Царю хотелось поквитаться с соседями на поражение отца. Однако он сильно боялся поражения: не только Нинурта-надин-шуми был пленён эламитами, в 1157 году до н. э. в войне с Эламом потерпел поражение вавилонский царь Эллиль-надин-аххе, который стал последним правителем из касситской династии. И он тоже провёл остаток жизни в логове врага.
Вероятность плена сильно пугала Навуходоносора. До наших дней сохранились его записи (камни под названием «кудурру», на которых запечатлевались наиболее важные события): «Я сам себе говорил в страхе, тревоге и отчаянии: Я не хочу разделить участь моего предшественника, который пребывает в Эламе; лучше мне умереть».
Кудурру времён правления Навуходоносора I. (wikipedia.org)
При этом Навуходоносор понимал, что избежать войны не получится. Эламиты чувствовали себя хозяевами всей Месопотамии и могли напасть в любой момент. Стараясь свести риски к нулю, вавилонский царь принял решение остановиться в верховье реки Унку (сейчас Керхе) и ждать эламитскую армию. Однако Навуходоносору сильно не повезло — в его войске началась эпидемия. Сражаться с эламитами было уже бессмысленно. И Навуходоносор с остатками войска укрылся в крепости Кар-Дур-Апиль-Син. Запись царя красноречива: «Я сидел как оглушённый. Эламит пришёл, и я бежал из города. Я лежал на ложе стенаний и вздохов и, плача, молился богам».
Территория Элама. (wikipedia.org)
Всё шло к тому, что эламитский царь Хутелутуш-Иншушинак должен был разграбить, а то и разрушить Вавилон. Ни у царя, ни у его военачальников, ни у простых солдат не было надежды на чудо.
Расцвет Вавилона
И когда Элам был в шаге от триумфа, вавилонские боги услышали молитвы царя. На сторону Навуходоносора неожиданно перешли два влиятельных жреца, а также подвластный Хутелутушу-Иншушинаку правитель города Бит-Карзиябку по имени Лакти-Шиху. Царь увидел в этом божественное провидение. У него появился шанс на перелом в трагической войне.
Первым делом Навуходоносор назначил Лакти-Шиву главным военачальником и не прогадал. Ориентировочно в 1110 году до н. э. вавилоняне первыми нанесли удар. Царь, сделавший ставку на перебежчика, конечно, сильно рисковал. Но его риск был оправдан. В сохранившихся записях сказано: «Оба царя начали сражение. Рядом с ними то и дело вспыхивал огонь, пыль затмевала солнечный свет, война свирепствовала подобно урагану». На этот раз победителем вышел Вавилон, а «царь Элама скрылся в своей горе». Судя по всему, Хутелутуш-Иншушинак погиб в том сражении.
По некоторым данным, Навуходоносор развил успех. Он штурмом взял эламитскую столицу Сузы и нанёс соседнему государству такой мощный удар, что упоминания о нём исчезли на несколько столетий. Так, некогда грозный Элам был побеждён. Пришло время расцвета Вавилонского царства.
Окрылённый успехом Навуходоносор продолжил победное шествие по территориям соседей. Его войска вторгались в земли лулубеев, добрались до страны Амурру. Затем вавилоняне разгромили касситские и арамейские племена, которые попытались атаковать Междуречье с северо-запада. На какое-то время в стране установился мир, никаких внешних угроз больше не было.
Пленники луллубеи и их царь. (wikipedia.org)
После того, как Навуходоносор усмирил воинственных соседей, он взялся за внутренние дела. Вавилонский царь, как и все его предшественники, ставку делал на поддержку жрецов и местной знати. Кроме этого, он наделил особым статусом земли, в которых правил его внезапный союзник Лакти-Шиху. Причём относительной свободой и отсутствием повинностей пользовался не только Бит-Карзиябку, но и другие подвластные ему города. Навуходоносор, впечатлённый полководческим талантом Лакти-Шиху, делал всё возможное, чтобы тот оставался верен Вавилону. Была, правда, и вторая причина. Те земли после войн с Эламом сильно обезлюдели. И Навуходоносор хотел, чтобы туда начал переселяться народ из других городов. А главной приманкой было отсутствие налогов.
При Навуходоносоре были очищены каналы, отремонтированы стены крепостей и храмов. Города, пострадавшие в многочисленных конфликтах, также были заново отстроены.
Навуходоносор умер в 1104 году до н. э. На Вавилонский трон взошёл его сын Эллиль-надин-апли. После его недолгого правления — всего 4 года — новым царём стал брат Навуходоносора Мардук-надин-аххе. Ему пришлось сражаться с Ассирией и отражать набеги кочевых племён, которые из-за голода лавиной обрушились на Месопотамию. Звезда Вавилона, ярко вспыхнувшая при Навуходоносоре I, в очередной раз начала медленно угасать.