Найти тему
Учительская

ChatGPT: революция в образовании?

30 ноября 2022 года компания OpenAI выпустила для всеобщего пользования ChatGPT, по сути, ознаменовав переход от технологической революции к революции интеллектуальной. И тот, кто возглавит эту революцию, будет владеть миром. Однако нейросети таят в себе колоссальные возможности и в то же время колоссальные риски.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Сегодня мы переживаем удивительно интересный период жизни человеческой цивилизации. В последний раз мы столкнулись с такими изменениями при появлении печатного станка Гутенберга, вслед за которым возникли светские образование и школа, учебники, настала эпоха Просвещения, прорыва в науке, культуре, произошли географические открытия, правда, этот процесс занял почти полтора столетия. А Chat GPT за четыре с лишним месяца своего существования успел затронуть большинство профессиональных и личностных сфер деятельности человека, перепугал дизайнеров, программистов, копирайтеров, переводчиков, художников и, конечно, учителей, поставил на грань исчезновения множество профессий, породил большое количество других мифов. Вслед за ним на рынок как из рога изобилия посыпалось множество других нейросетей.

Любой новый технологический этап в жизни человечества сначала живет в мифах. И нам с вами сегодня очень важно эти мифы развенчать.

Одновременно с появлением ChatGPT появилось большое количество нейросетей (Bing, «Кандинский», «Шедеврум» и др.), которые могут выполнять разные задачи. Например, за основу можно взять какой-то текст и попросить нейросеть адаптировать его для сайта, статьи, соцсетей, блога. Нейросети стали пользоваться популярностью у школьников и студентов, с их помощью можно запросто написать доклад по любому предмету или быстро найти нужную информацию гораздо эффективнее, чем «загуглившись».

Если говорить об образовании, то возможности нейросетей невольно наталкивают на мысль: а педагоги нам все еще нужны? Может быть, в ближайшем будущем они станут своего рода архаизмом, явлением, отжившим и оставленным далеко в прошлом? Когда говорят о том, что с появлением искусственного интеллекта учитель становится не нужен, я недоумеваю и расстраиваюсь.

Прежде чем расстраиваться, давайте разберемся: есть некая развилка с двумя ветвями отношения к ИИ. Одна из них – алармистская: нейросети задавят человека, взорвут мир, уничтожат человечество. При этом люди как будто забывают о том, что ИИ создается и программируется самим человеком и задачи, которые стоят перед нейросетью, в любом случае тоже контролируются человеком. Вторая более продуктивная: каким образом применить нейросети, чтобы они стали более эффективны, полезны и безопасны для человека, раскрыли наши новые возможности, как в свое время книга, калькулятор, компьютер, социальные сети и пр.?

Чтобы уметь применять нейросети в образовании, сделать их надежным другом и помощником, необходимо найти правильный подход. Это в свое время произошло благодаря «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского. С нейросетями вопрос более сложный, и здесь регулятором, естественно, выступает не только психолого-педагогическая наука, но и государство, и международное сообщество. Потому что помимо прочего, говоря об ИИ в образовании и нашей жизни в целом, мы говорим еще и о рисках его использования, которые хеджируются в том числе и воспитанием духовности, нравственности, системы ценностей, этики как ключевых. Тут на помощь приходят педагоги, которые с течением времени обрели дополнительные функции, помимо простой передачи информации воспитывая и формируя личность человека сетевого общества. Не последнюю роль в этом сыграл ЕГЭ как ретранслятор знаний. Однако мы забываем, что образование – прежде всего воспитание и формирование ответственной личности, причем на протяжении жизни.

Учитель – это прежде всего гражданин, личность, воспитывающая (в том числе и личным примером), формирующая личности своих учеников – молодых граждан России. Поэтому, я считаю, в условиях внедрения современных технологий в жизнь и образование учитель становится навигатором, партнером, фасилитатором организации персонального образовательного пространства каждого ребенка. Для любого школьника педагог был и остается человеком, который непосредственно влияет на его будущее. Например, мой выбор профессии учителя географии и английского языка определили два моих учителя: учитель географии Дина Авербах и учитель английского языка Людмила Нарсесян.

Вообще будущее человечества связано с новыми источниками информации. А нейросети – это еще и новые источники создания информации.

Стива Джобса как-то спросили, что такое инновация. Он ответил: «Инновация – это умение сложить частички своего опыта чуть-чуть по-другому». Так же и с нейросетями (кстати, надо помнить, что их создал человек): задача педагога в том, чтобы научить себя, а затем ребенка (а может, научиться вместе) правильно ими пользоваться.

Правильно использовать нейросеть – значит уметь грамотно с ней общаться, формулировать точный запрос – промпт. Вообще prompt в переводе с английского означает «незамедлительный», «быстрый». Можно сказать, что промптинг – это своего рода ускорение. Для нейросетей промптинг – это умение правильно поставить задачу. Разве это что-то новое для нашей жизни и, в частности, для образования? Нет. Все мы знаем, что чем четче определить цель своей деятельности, тем быстрее можно добиться результата. 90% успешности любого проекта – правильно поставленные цель и задачи.

Возможности нейросетей пока ограниченны, но со временем станут безграничны. Но не надо забывать, что GPT-4 – последняя на сегодня версия, ChatGPT обладает лишь информацией 2021 года. А на дворе 2023‑й, и информация, созданная человеком, удваивается практически с каждым годом. Уже хотя бы поэтому нейросети не смогут полноценно заменить человека. Они, как в свое время береста или голос философа, или библиотека, лишь новый источник информации, который в отличие от предыдущих обрабатывает данные по запросу человека. А научиться взаимодействовать с этим источником – та задача, которую нужно решать системе образования начиная буквально с детского сада.

Сегодня нейросети не способны заменить креативность человека, его творческий потенциал, способность предвидеть будущее, эмоциональность.

Недавно я увидел список профессий, которые требуются на рынке труда. Одна из них – промпт-инженер. Это специалист – коммуникатор с нейросетями, способный корректно ставить им запрос. Среди других компаниям понадобятся те, кто должен будет проверять информацию, выданную ИИ, на достоверность и работоспособность, предотвращать сбои в работе с ИИ по сбору и обработке данных для их дальнейшего использования, быть конструктором системы ИИ, разработчиком методов взаимодействия с ИИ (специалист в области IT и дизайна), когнитивным копирайтером. Ведь искусственный интеллект все еще учится решать заданные человеком задачи. И если предыдущие информационные революции облегчали монотонный физический труд человека, то нынешняя работает на облегчение рутинного интеллектуального труда.

В античные времена между учителем и учеником стоял вербальный способ коммуникации. Дальше между ними встали библиотека, учебник. В этом случае педагог с помощью различных методов и приемов передачи информации формировал у ребенка знания и навыки. А теперь мы вплотную подошли к дидактике сетевого общества, где между учителем и учеником появляется искусственный интеллект, позволяющий выстраивать персональную траекторию обучения как инструмент многопозиционной коммуникации в бесконечном океане информации.

Сегодня «Великая дидактика», как и прежде, рождается за столом учителя, формирующего новые подходы к учению и обучению не только в классе, но и далеко за его пределами, в бесконечном пространстве реального и виртуального миров.

Я уверен, что нейросети бесполезно запрещать, необходимо поставить их на службу педагогу и вообще человеку, как в свое время было с книгой, калькулятором, компьютером и пр.

Очень важным в системе образования сегодня является развитие уникальности у каждого ученика, его одаренности и креативности. Это основа настоящих и будущих технологических прорывов, превосходства в науке, экономике, культуре, социальной сфере, технологиях.

Не зря в феврале 2023 года выпускникам школ международного бакалавриата разрешили использовать ИИ как один из источников для написания дипломных работ, чтобы они могли продемонстрировать сформированность критического мышления, социального, культурного, эмоционального интеллектов при использовании материалов, сгенерированных нейросетью.

ИИ не заменит человека хотя бы потому, что он им создан. Перед системой образования сегодня стоит новая задача – подготовить будущего взрослого к эффективному взаимодействию с искусственным интеллектом. Рынку труда уже сегодня нужны люди, которые эффективно используют его, правильно ставя задачи, оценивают результаты и верифицируют полученный результат.

Александр КОНДАКОВ, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».