Найти тему
Natalie Efimova

Мулявин, сериал "За полчаса до весны": в чем причина его обращения к белорусской песне?

Не люблю я биографических фильмов о тех, кого помню и люблю. Какая-нибудь Анна Болейн - еще куда ни шло. И то - документальный фильм-реконструкция английских историков понравился куда больше самых страстных художественных фантазий. Они препарировали последние минуты ее жизни, не размахиваясь на всю биографию. И это был абсолютно правильный шаг.

Не так мы все просты. Хоть и не Анны.

Однако беру повышенное соцобязательство посмотреть сериал "За полчаса до весны", потому что увидела передачу "В субботу вечером", в которой участвовали музыканты, работавшие во времена основания и подъема "Песняров", старшая дочь Владимира Мулявина, которая благодарила съемочную группу и смотрела отрывки из сериала буквально со слезами на глазах.

С экрана со зрителями и студией больше всех общалась Анна Банщикова, исполнительница роли Лидии Кармальской, первой жены создателя группы. Собранные в студии люди не раз подчеркнули: если бы не она - не было бы "Песняров".

И этого никто даже не пытался отрицать.

Именно она была инициатором переезда в Белоруссию, где Владимир - я поверила в это абсолютно - проникся белорусской музыкой и песней. И совершенно неожиданно стал, как бы тогда сказали, ее мощным популяризатором.

Мне это представляется естественным, потому что я выросла в многонациональной стране, и оказавшись в другой республике, не чувствовала себя гостем. Могла и под лезгинку выйти в круг, как случайная женщина в "Мимино", и плавно поводить руками под узбекские мотивы. А кто из нас не пел а праздничным столом "дивлюсь я на небо та й думку гадаю"?

Наверное, уже не вернется желание это делать когда-нибудь. Однажды я узнала, что отношусь к той союзной республике, которая всё подавляла, запрещала, не давала развиваться, а остальные четырнадцать продолжали жить с мечтой и тихо пели под одеялом на своих языках.

Нашла запись дебюта "Песняров" на телевидении. 1970 год.

Когда один из ветеранов сцены того времени, включенный в субботнюю программу, сказал, что Мулявин тяготел к рок-музыке, но - единственный шанс для него был отпустить усы и запеть на белорусском, меня это почему-то задело.

Может, я зря? Может, он прав?

Да, группа стояла на сцене статично. И это, наверное, дико видеть нынешнему поколению. Но я плохо себе представляю "Ой, рано на Ивана" или другую песню группы, которая боролась за хрустальное исполнение, за небесное звучание голосов динамично двигающейся по сцене.

Кстати, я живо себе представила, как "Песняры", прилетев в США на свои первые гастроли в 1976 году, в четыре утра по просьбе встречавших журналистов, показали, на что они способны. Кто-то перебрал струны на гитаре...

- И мы как дали "Ой, рано на Ивана" а капелла! Они прямо обалдели.

Понятно, что создатели сериала не смогли уйти от всех мифов и легенд, окружавших группу. Даже те, кто живы и были свидетелями многих событий, не всегда объективно могут их оценить или рассказать до конца во всех деталях. У каждого был и остается свой угол зрения.

Но, говорят, сериал смог вернуть интерес к "Песнярам" - как ярчайшему явлению своего времени, даже в свое время недооцененному до конца.

Это так?