Воскресение Христово – событие, которое никто из учеников Христовых непосредственно не видел, так что исторически в явлениях Христа женам-мироносицам и апостолам мы узнаем, как именно пожелал открыться Своим ученикам Спаситель после Воскресения. А с V по VII столетие и немногим далее и сцена встречи жен у Гроба Господня ангелом показывалась как раскрытие иконографической темы Воскресения. В русских иконостасах сцена «Явление ангела женам-мироносицам» входит в расширенный чин праздников, находясь рядом с иконами «Сошествие во ад», «Уверение Фомы», «Снятие со Креста» и другими образами праздничного и Страстного цикла.
Традиционной иконой Воскресения Христова, которая кладется на аналой для обозрения и поклонения, является образ «Сошествие во ад». Церковь приняла этот образ как икону, которая свидетельствует об истине Воскресения и событиях, которые последовали вслед за этим. Иконография была разработана уже в послеиконоборческий период. И тем не менее образ явления Христа женам-мироносицам, а также икона явления ангела им же – выразительные сюжеты, которые входят и поныне в системы росписей храмов.
Святые жены, упоминающиеся и на других страницах Евангелия как последовательницы Христа, которые служили Ему, в том числе своим имением, первыми пришли ко Гробу, чтобы оплакать своего Учителя и помазать Его тело благовонными маслами. Евангелисты называют святых жен, перечисляя несколько имен: упоминается Мария Магдалина, Сусанна, Иоанна... В Евангелиях говорится о некоей Марии, отличной от Марии Магдалины или Марии Клеоповой, и Предание усматривает в ней Богородицу: о том, что «другая Мария» и Богоматерь – одно лицо, говорит святитель Иоанн Златоуст.
Жены изображены идущими ко Гробу, в руках у них сосуды с маслом и иногда факелы. Жесты жен-мироносиц подчас скованы, поступь несмелая, не такая мерная, ритмичная, как, например, у чистых дев на иконах «Введение во храм»: мироносицы «были в страхе и наклонили лица свои к земле» (Лк. 24: 5), когда им благовествовал ангел. Богоматерь, если Она изображена на иконе, порой особенным образом выделяется живописцами: например, Ее голову венчает нимб, а головы других жен в этом случае – без сияния, в Ее руках нет сосуда с миром, Она выступает вперед и спокойно выслушивает ангела, тогда как другие жены выказывают волнение.
Рядом с гробницей на «камне» восседает ангел, возвещающий великую весть о Воскресении. Апостолы Матфей и Марк упоминают об одном, апостолы Лука и Иоанн – о двух ангелах, которые встретили мироносиц: «предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» (Лк. 24: 4). Особо известен фресковый образ XIII столетия из храма в Милешево в Сербии. Изображение нередко копируется и воспроизводится в печати, причем иногда в сокращенном виде, без учениц Христовых. Ангел правой рукой показывает на находящуюся слева от него вертикальную пещеру, какую мы видим и в сюжете «Воскрешение Лазаря». Ангел смотрит прямо на молящегося, указывая на пещеру Воскресения.
В начале развития иконографии в сюжете воспроизводились иерусалимские реалии. Гроб Господень представлялся в виде купольного круглого здания (ротонды), построенного императором Константином Великим, с колонным портиком, за которым находится престол. Внутри храма – гробница с отодвинутой плитой саркофага. Над Гробом располагаются светильники: эта деталь композиции отсылает нас к тому, что на ее создание повлияли реальные впечатления паломников от посещения храма Гроба Господня в Иерусалиме, в том числе переданные «из уст в уста».
И в последующее время в иконографии возобладало изображение Гроба, стоящего вертикально или по диагонали иконописного образа, и пелен, лежащих в нем: «Радуйся, живоносный гробе, в немже Христос, яко человек, почи, и яко Бог, воскресе тридневен!» (Акафист Живоносному Гробу и Воскресению Христову, икос 1). Пелены состоят из двух частей: нижней (савана) и верхней (плата, закрывавшего лицо). Позади ангелов и жен-мироносиц – «горки», а за ними – стены Иерусалима. На резной иконе из Ростова Великого конца XVI – начала XVII столетия (музеи Московского Кремля) крышка Гроба находится почти по диагонали иконы, обращая на себя внимание зрителя. Внутри – пелены, вырезанные в виде красивого орнамента, напоминающего заплетенную косу. На некоторых иконах незримо для святых жен присутствует Христос, стоя посреди гор на заднем плане.
Вариант «Явления ангела женам-мироносицам» представлен на иконе-таблетке XV века из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Сцена происходит на фоне иконописных «горок», переданных весьма условно. Ангел изображен сидящим на круглом граненом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами. Слева от Гроба стоят жены и дивятся происходящему: одна мироносица сложила руки на груди. Икона запоминается колористическим решением: алая одежда одной из святых жен вторит цвету ангельских папоротков (внутренней или нижней части крыльев) и опуши (цветному обрамлению) иконы.
Интересно, что сюжет явления Христа женам-мироносицам более редкий, чем явление им же ангела. Сцена «Явление Иисуса Христа Мариям по Воскресении» была распространена в ранних византийских памятниках. Она представляет Господа, благословляющего двух коленопреклоненных жен, справа и слева от Него. Христос изображается «с двумя Мариями» – Богородицей и Марией Магдалиной – и в современных росписях храмов. Причем иконописцам важно представить зрителю этот знаменитый извод целиком: воспроизводятся даже высокие зеленые деревья, напоминающие кипарисы, возвышающиеся за спинами святых жен. В византийской традиции композиция называется «Херете», что значит «Радуйтесь».
В позднейшую эпоху в настенном убранстве храмов встречается сюжет «Явление Христа святой Марии Магдалине». Живописцы вдохновлялись полотнами русских художников, которые изображали эту сцену на своих картинах, например Александра Андреевича Иванова. В соборе новомучеников и исповедников Российских Сретенского монастыря Христос и Мария стоят на лещадках гор, а вокруг них расположены вечнозеленые плодоносящие растения.
Помещение в композицию иконы стражников не является необходимым для этого сюжета, стража изображена спящей и введена скорее ради историчности: когда явился ангел, «стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28: 4), и затем иудейские начальники уговорили стражу свидетельствовать, что она спала. При этом все персонажи, которые представлены на иконах, являются свидетелями истины Воскресения Христа – хотя бы и невольными.