Найти тему
Дом, где живут книги

Жили-были сказки…

Сказки 😍 обязательный атрибут детства! Наверное, практически у всех самостоятельное #читать_не_вредно начинается именно с них. Казалось бы, «несложное» чтение, но нет, сказка далеко не так проста.

Для начала сказки делят на фольклорные, народные и литературные, авторские.

Фольклорные сказки, уверены, не требуют отдельного представления, но все же. Это эпический жанр, в котором произведения являют собой прозаические устные рассказы о вымышленных событиях у разных народов. Фольклорным сказкам характерны определенные ведущие мотивы и сюжеты.

Литературная сказка – литературный эпический жанр в прозе или стихах, основанный на сюжетах фольклорных сказок и объединяющий авторскую самобытность с народными традициями. Первые пробы пера в данном жанре представляли собой пересказы на новый лад устного народного творчества и словесности. Современные исследователи этих наследниц относят к категории «литературно-фольклорных сказок». И отдельной категорией выступают литературно-авторские сказки, в основу которых положена оригинальная (не заимствованная у народного эпоса) идея.

Хотя сегодня мы хотим поговорить о психологической «нагрузке» сказок. Да-да, психологов очень и очень интересовало и интересует влияние сказок на становление личности ребенка – ведь все мы из детства 👶🏼, а сказки отражают общечеловеческую основу жизни, мировоззрение, верования, представления о природе вещей и человека на разных этапах развития цивилизации и ее культуры.

Глубинный смысл сказок порой такой, что буквально переворачивает с ног на голову восприятие любимых с малых лет сюжетов и историй. Психологи утверждают, что сказки, невинные на первый взгляд, в символической форме повествуют о психологических проблемах, а именно об архетипических* (*термин «архетип» введен Карлом Густавом Юнгом и означает универсальные врожденные психические структуры, вмещающие содержание коллективного бессознательного, которое свойственно всем людям не зависимо от этноса, пола, исторического периода жизни и т.д. и не осознаются ими … фу-х 😅) внутренних конфликтах.

«Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, a в рот не попало, на душе пьяно и сыто стало».
«Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, a в рот не попало, на душе пьяно и сыто стало».

Но в тоже время «врачеватели души» говорят о том, что не стоит бояться читать фольклорные народные сказки детям. Даже несмотря на кажущуюся жестокость. Да-да, народные сказки могут поразить современных родителей наличием пугающих элементов в поведении героев.

Как полагают родители, отказываясь читать «страшные» народные сказки детям, они оберегают юные умы и души от негативного влияния мира, в них отраженного. На деле такое сглаживание и избегание страшного и печального срабатывает противоположно. Наоборот, сказка, инсценируя бессознательные фобии ребенка, помогает ему их осознать и преодолеть, тогда как «подчищенные» истории учат прятать свои тревоги.

То есть в действительности ужасы народной сказки готовят детей к жизненным трудностям и, как бы это не казалось странным, защищают их перед лицом безжалостного внешнего мира.

«Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка».
«Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка».

Кроме того, толкуя смысл народных преданий, психологи отмечают, что в них иносказательно дана информация о таких важных психических феноменах, как инициации, достижении личностной целостности, самопознании, принятии себя и своей самости, принятии и включении смерти как одной из составляющих бытия. А юнгианские психоаналитики утверждают, что любая сказка описывает психические процессы, а ее герои – это части личности, формирование отношений между которыми приводит к трансформации и личностному росту.

Авторские сказки – более чувственные и образные, считается, что в них содержатся личностные проекции ее создателя, его конфликты и пути их решения (не всегда эффективные и оптимальные). Некоторые сказочные истории могут дать толчок зарождению комплексов и негативного жизненного сценария. Например, «Русалочка» Ганса Христиана Андресона может заложить у девочек основы комплекса «жертвы» и сценарий «несчастной в любви».

«Это пока не сказка, а присказка; ведь присказка перед сказкой, что верста торчит в дороге полосатая; без нее не узнаешь далеко ли прошел и длинен ли еще путь остается».
«Это пока не сказка, а присказка; ведь присказка перед сказкой, что верста торчит в дороге полосатая; без нее не узнаешь далеко ли прошел и длинен ли еще путь остается».

Но на самом деле все не так смертельно. Да, психологическое содержание авторских сказок менее осмысленно, чем народных фольклорных. Но не писатель виноват в неприятных переживаниях и не сложившейся жизни читателя. В данном случае велика роль родителей: происходящее в авторских сказках, поступки и поведение ее героев нужно вместе с ребенком анализировать, разбирать и искать иные варианты решения сказочных ситуаций, в сути, таким образом, переписывая ее сценарий (тсс-с... это по большому секрету 🤫). Хотя не зря сказкотерапия сегодня – одно из активно развивающихся и эффективно применяемых в практике психологической помощи направлений и методов. А, главное, такой «разбор по косточкам», выполняемый родителем и ребенком, – это совместная деятельность, что их сближает, формирует доверие и связи между ними, способствует проявлению и получению тепла и заботы.

Читайте Вашим детям сказки, читайте вместе! Ну, и нас читайте тоже 😊.

Нравятся наши публикации?

Оставайтесь с нами! Ставьте лайк и подписывайтесь на «Дом, где живут книги»