В конце 1978 года, когда меня свалил первый инфаркт и я, почти на полгода, загремел на больничную койку, меня стал навещать в больнице Энвер Измайлов, гитарист группы «САТО», которой я руководил. Мы подолгу беседовали на совершенно разные темы и это помогло мне выкарабкаться тогда,за что очень благодарен Энверу.
Эти посещения стали традицией и когда меня, наконец, выписали домой, Энвер стал приходить к нам, и мы уже всерьёз занимались музыкой.
Играли, прикидывали новые композиции, репетировали программу, искали!
Мне пришлось тогда выбрать для себя другой инструмент. До этого я играл на саксофонах и флейте, но после болезни это стало не возможным, и я переключился на бас-гитару.
В начале репетиций мы включали магнитофон на запись на самой медленной скорости, а в конце прослушивали запись, отмечали удачные места и находки и претворяли их в жизнь.
Пользуясь этим способом, мы открыли для себя много интересных возможностей построить и отточить наши композиции.
И вот однажды Энвер мне говорит:
- Посмотри-ка, я нашёл несколько совершенно необычных приёмов извлечения звука и показал, напрочь сворачивающие мозги, свои находки! Но это были отдельные не связанные между собой приёмы игры на гитаре.
Я сказал ему, что всё это надо объединить в одну композицию. Мы набросали программу произведения, на следующую репетицию Энвер принёс мелодию, ставшую основой произведения!
Дальше всё двинулось легче, и вот так появилась на свет легендарная «ЛЕГЕНДА», которая была исполнена Энвером на Всесоюзном джаз-фестивале в Фергане в 1982 году. До появления Стэнли Джордана, с его стилем игры на гитаре, названным «Тэппингом» (Tapping), на гитарном небосклоне оставался год! Кстати,сам Энвер назвал и называет свой способ игры «СПАЙДЕР-ТЕКНИК»(Spider-technique) и, если вы внимательно посмотрите, он коренным образом отличается от приёмов Стэнли Джордана.
У Энвера есть последователи, точно придерживающиеся его стиля. Это Виталий Макукин, точно копирующий некоторые основные приёмы стиля “Spider-technique”
Внук Энвера, Гирай-хан так же освоил и прекрасно применяет приёмы Spider-technique. Он талантливый юноша, пожелаем ему успехов и будем надеяться, что он пойдёт дальше своего знаменитого деда.
К сожалению, мы в те далёкие годы не заботились о том, чтобы снимать свою работу на видео, мы были молоды и нас, просто, увлекал сам процесс работы, создания нового, да и видео-съёмочной аппаратуры в то время было не густо. Осталась лишь аудиозапись выступления Энвера на джаз-фестивале в Москве, в 1985 году, когда после исполнения Энвером Легенды, овации не прекращались около двенадцати минут!
В 1986 году мы записали эту программу на виниловый диск,который так и назвали – «Легенда». Писали в Ташкентском отделении студии «Мелодия» и, когда Энвер записывал свою «Легенду», в открытой двери аппаратной головы музыкантов и работников студии торчали в три этажа и два ряда.
Если кому-то интересно, послушать аудио можно здесь:
Композиция №2 – Легенда Энвер Измайлов- никаких наложений, записано в раз, на едином дыхании!
Спасибо, что зашли и прочитали! А любителям и музыкантам предлагаю вопрос:
Заметили, чем “Spider-technique” Энвера Измайлова отличается от “Tapping” Стэнли Джордана?