Представьте, логопед говорит вам, что ваш ребенок плохо выполняет праксис. Ваша реакция? Вполне возможно, вы (как и многие родители) в ступоре. Чтобы такого не случилось, давайте разберемся, что скрывается под этим незнакомым греческим словом
Начнем издалека. Совсем издалека. Когда человек вышел из мира животных, то он постепенно стал использовать предметы. Освоил орудия труда и охоты, научился обрабатывать шкуры, строить дома и так далее. Так же и ребенок, когда появляется на свет, постепенно совершает множество произвольных движений и со временем усложняет их. Эти сознательные, неслучайные действия относятся к праксису.
Слово «праксис» происходит от греческого πρᾶξις, что означает действие.
Мы не зря вспомнили о пещерных людях. Связующим звеном между человеком и его действиями становится какой-либо предмет. Всё, что есть вокруг нас, современных людей, долгое время создавалось самим человеком. В то время, как активно развивались коллективный труд и праксис рук, появилась необходимость общаться. И здесь родились новые виды праксиса, оральные и артикуляционные движения, которые обслуживают речь.
Следовательно, под праксисом имеется в виду многообразие движения и действий. А вот и их классификация:
- Локомоторный и корпоральный праксис. К нему относятся движения тела и ног. Например, бальные танцы;
- Мануальный праксис. Сейчас многие подумали про терапевтов и, наверное, догадались, что этот тип праксиса связан с действиями кистей и пальцев рук. Например, изумительная игра на гитаре или фортепиано;
- Речевой праксис. Вот как раз оральные и артикуляционные движения. Пример: произношение скороговорок.
Логопеды работают как раз с нарушениями речевого праксиса. Здесь остановимся.
Как мы уже сказали, речевой праксис включает оральные и артикуляционные движения.
Оральный праксис — это возможность вытянуть губы трубочкой, улыбнуться, поднять или опустить язык вниз, поцокать языком. Классическая гимнастика от логопеда как раз направлена на формирование орального праксиса. Упражнения «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка» и другие помогут его развить. Правильное произношение во многом зависит от качества и объема этих навыков.
Артикуляционный праксис — это способность к произношению отдельных звуков и слогов, серии слогов, слов.
Выше мы писали, что праксис — это действие с каким-то объектом, предметом. Сам объект в праксисе выступает как пример, какой-то образец. И в артикуляционной деятельности эту роль берет на себя звук. Дети начинают говорить, сначала овладев слухом. Со временем движения губ подстраиваются под акустический образец (звук).
Развивать речевой праксис необходимо, чтобы речь вашего малыша была чистой и правильной. А если вы столкнулись с затруднениями, записывайтесь к нам на бесплатную консультацию. Профессиональный логопед в игровой форме проведёт диагностику речевого развития, а вы познакомитесь с нашим онлайн-центром, получите индивидуальный план обучения и зададите логопеду все волнующие вопросы.